Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Петрова О.Ю., Розанова О.А. Интенсивная школа как фактор повышения компетенции педагога и успеваемости обучающихся

Библиографическое описание:

Петрова О.Ю., Розанова О.А. Интенсивная школа как фактор повышения компетенции педагога и успеваемости обучающихся // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Обществознание является самым массовым экзаменом по выбору среди выпускников муниципального образования город Норильск на протяжении ряда лет. Востребованность результатов данного экзамена для поступления на обучение по широкому спектру специальностей предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников. В то же время, статический и качественный анализ результатов ЕГЭ по обществознанию за последние годы свидетельствует о снижении уровня успеваемости и среднего балла по обществознанию, а также повышении доли выпускников общеобразовательных учреждений города Норильска, не набравших минимальный балл. Особого внимания требуют общеобразовательные учреждения, чьи выпускники несколько лет подряд демонстрируют низкие и аномально низкие результаты ЕГЭ.

В связи с чем, повышение качества образовательных результатов по обществознанию было определено как одно из приоритетных направлений деятельности городского методического объединения учителей истории и обществознания муниципального образования город Норильск. Для педагогов была организована и реализуется на протяжении четырех лет интенсивная школа (далее – Школа) по подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.

Считаем, что готовность педагогов выстраивать свою профессиональную деятельность с учетом целевых ориентиров образовательной политики, изменений концепции преподавания предметной области «Обществознание», а также современных требований к работе с образовательными результатами является одним из ключевых условий повышения качества образовательной деятельности обучающихся по предмету.

В то же время, ежегодное обновление состава педагогов, приток в школы молодых специалистов с недостаточным уровнем практической подготовки, недостаточная методическая компетентность и затруднения в реализации практических форм образовательной деятельности и, как следствие, низкие образовательные результаты обучающихся – лишь небольшой перечень проблем и профессиональных дефицитов, проявляющихся в работе педагогов городского методического объединения учителей истории и обществознания.

Необходимость совершенствования профессионально-педагогических компетенций учителей обществознания в сфере подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию, создание условий для отработки и овладения эффективными алгоритмами действий, освоения организационных форм и технологий подготовки обучающихся, что было определено в качестве цели интенсивной школы.

Задачи Школы:

1. Выявить профессиональные дефициты педагогов в вопросах подготовки обучающихся к ЕГЭ;

2. Способствовать изучению педагогами нормативно-правовых оснований ЕГЭ и документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов;

3. Конкретизировать представление педагогов о критериях оценивания второй части ЕГЭ по обществознанию;

4. Предложить практические рекомендации по применению педагогами современных приемов, интерактивных и организационных форм и технологий подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию;

5. Определить эффективные формы и методы, а также структуру и алгоритм подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию с учетом индивидуальных особенностей и образовательных возможностей обучающихся;

6. Организовать совместный тренинг для обучающихся 11-х классов и педагогов-наставников для выработки алгоритмов подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Практика реализуется на муниципальном уровне в сотрудничестве специалистов:

1. МБОУ «Гимназия № 1» (Петрова О.Ю. – учитель истории и обществознания, руководитель городского методического объединения);

2. МБОУ «Гимназия № 5» (Розанова О.А. – учитель истории и обществознания, эксперт по проверке ЕГЭ по обществознанию 2019-2021 года).

В работе Школы в обязательном порядке принимают участие те педагоги, чьи обучающиеся продемонстрировали низкие и аномально низкие результаты ЕГЭ по обществознанию, а также все желающие повысить свои профессиональные компетенции и навыки в вопросах подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ.

Реализация практики способствует осуществлению методического сопровождения педагогов на основе дифференцированного подхода (с учетом выявленных профессиональных затруднений), а также организации практической деятельности по приобретению педагогами навыков, которые существенно помогут обучающимся при сдаче экзамена, позволят предупредить распространенные ошибки и скорректировать образовательные дефициты обучающихся. Представленная практика направлена на развитие педагогической компетентности учителей обществознания через тиражирование разработанных эффективных методических приемов, готовых алгоритмов и путей решения профессиональных задач. Базовым принципом практики является взаимосвязь цели, содержания, технологий педагогической деятельности, а также ее результатов, основанием которой должны стать компетенции, направленные на профессиональное развитие и саморазвитие педагогов.

Программа Школы предполагает участие педагогов в продуктивных формах очного и дистанционного образования: семинарах-практикумах, тренингах, диагностических процедурах, индивидуальных и групповых консультациях (очно и формате zoom-конференций). Основной формой реализации Школы стал городской мастер-класс «Интенсивная школа», структурированное содержание которого позволило продемонстрировать эффективный опыт подготовки обучающихся к ЕГЭ и решить задачи по отработке практических навыков педагогов – участников Школы.

С целью выявления профессиональных дефицитов, проблемных вопросов и затруднений, вызывающих сложности при подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию, педагоги – участники Школы принимают участие в диагностической работе в формате ЕГЭ. Данный этап является подготовительным. Он позволяет не только провести анализ основных ошибок и разобрать задания, вызвавшие наибольшие затруднения, но и спланировать дальнейшую работу с учетом дифференцированного подхода к выявленным проблемам.

Дальнейшая реализация семинаров-практикумов позволяет создать условия для работы педагогов с кодификатором, спецификацией и методическими рекомендациями по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, обсуждения критериев, требований и типичных ошибок, допущенных обучающимися. Кроме того, педагоги получают опыт экспертной деятельности, оценивая ответы обучающихся на задания второй части ЕГЭ по обществознанию, на основе имеющихся критериев. Практическая часть работы Школы предполагает обсуждение и составление каждым педагогом алгоритма действий по подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.

Эффективным мероприятием Школы является совместный обучающий тренинг для выпускников, сдающих ЕГЭ, и их педагогов-наставников.

Результатом деятельности также является распространение организаторами Школы авторских материалов, рекомендаций, подборок практических заданий и алгоритмов для работы с обучающимися.

Результатами практики являются:

1. Решение индивидуальных затруднений педагогов в вопросах подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию через оказание адресной методической помощи;

2. Повышение профессиональных компетенций педагогов в вопросах оценивания и достижения образовательных результатов с учетом индивидуальных особенностей и реальных учебных возможностей обучающихся.

3. Изменение форм и приемов, алгоритмов работы с обучающимися на уроках обществознания, реализация основных принципов деятельностного подхода, современных педагогических технологий.

4. Положительная динамика результатов ЕГЭ по обществознанию в муниципалитете в сравнении с предыдущими показателями

Таблица 1. Динамика результативности

Рисунок 1. Динамика Результативности

Качественным результатом практики является высокий процент удовлетворенности педагогов содержанием работы Школы (97%), а также положительная оценка предложенных практических форм и приемов работы с обучающимися (100%), желание принимать участие в работе Школы в целях повышения своих профессиональных компетенций и навыков в вопросах подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ (95%).

В реализации практики нам пришлось столкнуться со следующими проблемами, и трудностями:

1. Не все педагоги демонстрируют высокий уровень готовности к профессиональным изменениям.

2. Часть педагогов не воспринимает результаты ЕГЭ выпускников, как результат собственной профессиональной деятельности.

3. Выполнение диагностической работы с педагогами выявило наличие затруднений при выполнении заданий базового уровня (раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам).

Решение проблем мотивационного характера осуществляется через индивидуальную работу с педагогами и администрацией общеобразовательных учреждений. Решение выявленных проблем частно-методического характера также осуществляется через организацию очных и дистанционных курсов повышения квалификации “ЕГЭ на высокий балл”, “Концепция преподавания обществознания: новые подходы к достижению образовательных результатов”, проводимых специалистами КК ИПКиППРО.

Данная практика при необходимости может быть реализована в любом муниципалитете края. Содержание мероприятий Школы должно выстраиваться на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов. Данные проведенной диагностики показали взаимосвязь между низкими результатами ЕГЭ обучающихся и наличием большого количества затруднений у самих педагогов при выполнении диагностической работы. Что свидетельствует о правильности выбранного направления работы.

Проводимые мероприятия позволяют не только решать задачи методического сопровождения педагогов, но и самим педагогам проанализировать свои профессиональные затруднения на частно-методическом уровне, наметить точки для профессионального роста и развития профессиональных компетенций, а также спроецировать полученный опыт работы в Школе на работу с обучающимися.

С 2023 учебного года планируется введение круглогодичной Интенсивной школы для педагогов, которая будет работать на постоянной основе, а так проведение индивидуальных консультаций для педагогов, испытывающих затруднения при подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.

Привлечение педагогов истории и обществознания не только г. Норильска, но и г. Дудинки и Снежногорска (в текущем учебном году в работе Школы уже приняли участие несколько педагогов).
2023