Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Лизунова И.П. Современные образовательные технологии на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf

В системе предметов школьного курса русский язык считается одним из самых трудных. В учебном плане образовательного учреждения изучению русского языка уделяется большое количество часов.
Главной идеей федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех уровнях обучения. Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся научатся понимать и осваивать новое, принимать решения, формировать интересы и осознавать свои возможности.
Для достижения результата необходимы определенные изменения в содержании и организации процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии.
Для повышения эффективности уроков требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Таким образом, цель работы учителя: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
В своей педагогической деятельности использую современные педагогические технологии: личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода в обучении, дифференцированного обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, деятельностного подхода и группового взаимодействия. Благодаря этому повышается учебная мотивация учащихся, развиваются регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия во время обучения.
Выбор технологии диктуется целью и задачами урока, а также особенностью класса (возраст, психоэмоциональная подготовка класса).
Технология дифференцированного обучения – это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса. Благодаря дифференцированному обучению успешно развивается познавательная активность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Основной целью дифференцированного и индивидуального подхода является создание условий для того, чтобы научить детей не бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность.
При дифференциации учащихся я опираюсь на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого ребенка, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. В зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся условно делю учеников на три группы: «Сильные», «Средние» и «Слабые».
Дифференциацию применяю на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, при объяснении нового материала. Считаю, что дифференцированный подход необходимо использовать при подборе домашних заданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности), даю возможность учащимся самим выбрать домашнее задание по своим силам. Такой дифференцированный подход позволяет реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например: составление текстов диктантов, Составление карточек-заданий по изучаемому материала, составление обобщающих таблиц для работе на уроке, работа с дополнительной литературой, выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.
На уроке при повторении и закреплении нового материала целесообразно использовать разноуровневые карточки. Для «Сильных» учащихся подбираю задания, требующие Самостоятельности, творческого поиска, обобщения изученного материала; для «Средних» и «Слабых» - задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала. Карточки разного цвета, дети самостоятельно выбирают себе задания.
Особое место отводится на уроке контролю знаний учащихся. В конце изучения тем, разделов проводятся контрольные срезы. Вопросы контрольных срезов можно составлять с учетом трех уровней знаний.
Пример применения дифференцированного обучения. Урок повторения по теме «Глагол» (6 класс). На этапе закрепления на уроке использовались разноуровневые задания по карточкам разных цветов. Синяя - облегченное задание. Зеленая – средний уровень. Красная – сложное задание. Предварительно учитель знакомит ребят с выполнением задания. Первое задание – для всех одинаковое: определить из какого произведения А.С. Пушкина взяты отрывки (в помощь учащимся показаны слайды с иллюстрациями произведений поэта). Следующие задания распределялись по уровню сложности.
Разноуровневое обучение помогает сделать учебу для каждого ребенка интересной. При дифференцированном обучении у меня появляется возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Более слабые ученики выполняют задания с помощью учителя, наводящих вопросов, работая в паре. В то же время сильным ученикам предлагается выполнить решение той же учебной задачи, но с дополнительными вопросами. Слабые ученики меньше ощущают свое отставание от сильных, а сильные активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед.
На своих уроках считаю важным создать атмосферу психологического комфорта (ситуацию успеха, укрепляющую уверенность в своих силах). Перед выполнением самостоятельной или контрольной работы я всегда напоминаю, что с этой работой все справятся. При подведении итогов работ на забываю похвалить тех, кто выполнил эту работу чуть-чуть лучше предыдущей. Обязательно предлагаю детям поздравить своего товарища, ведь он шагнул вперед и достиг небольшой победы. Радость от похвалы окрыляет ребенка, поднимает настроение, а значит, он будет стараться добиться лучших результатов в дальнейшем.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение – это развивающее обучение. Человек начинает мыслить тогда, когда есть потребность что-то понять. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
На учебных занятиях создается проблемная ситуация и предполагается выход из нее через самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность.
На уроках литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций, предполагающих столкновение различных мнений учащихся. На учебных занятиях в средних классах создается ситуация с проблемным вопросом и предполагается выход из нее через самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность, опираясь на текст художественного произведения.
Например, при изучении темы «Поучение» Владимира Мономаха. Поучителен ли характер древнерусской литературы?» В названии темы уже заключен вопрос, вызывающий различные ответы учащихся, которые пока опираются на личный жизненный опыт. Далее предполагается его решить: самостоятельно определить смысловые части и обоснованно прокомментировать каждую из них. В доказательство своего мнения необходимо приводить цитаты из текста произведения. Происходит формулирование проблемы, поставленной в художественном произведении; поиск причин ее возникновения и выдвижение гипотез; проверка гипотезы и обоснование решения проблемы по тексту. В качестве доказательства правильности избранного решения проводится мини-творческая работа.
На уроках русского языка возможно создание проблемной ситуации с выполнения практического задания. Например, при изучении темы «Корень слова», предлагаю обозначить корень в словах: вода, водитель, водяной; носик, заносить, носить. Один ученик записывает и разбирает слова у доски, остальные работают в тетради. Затем ставятся вопросы: «Однокоренные ли слова в каждой из цепочек? Почему? Докажите». В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее учитель разворачивает с классом побуждающих диалог для осознания учениками противоречия: «Корень один?», «Почему слова не однокоренные?», «Что нужно учитывать при подборе однокоренных слов?» (лексическое значение слова). Учащиеся приходят к выводу: чтобы правильно выделить морфемы в слове, нужно установить, от какого слова данное слово образовано и обязательно учитывать лексическое значение.
Система усложняющихся проблемных заданий разного вида – это основное средство управления учителем учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях проблемного обучения. Проблемное обучение дает хорошие результаты: заставляет ученика мыслить, рассуждать, делать выводы, формирует прочные знания.
Игровые технологии. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В.А.Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил, удовольствие, заинтересовался вопросом).
Продуктивными видами работы в обучении русскому языку я считаю уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы.
Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы в комплексе с другими методами, приемами и технологиями организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучение этого сложного предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Список литературы:
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения в истории средней школы. – М. 2005
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2011
- Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил. НТСПА, 2011
- Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
2019