НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Прасолова Т. В. , Стешина О. Л. ,Назарова Г. В. , Обучение рассказу дошкольников с ОНР

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

  Одно из центральных направлений комплексного логопедического процесса является обучение дошкольников с OHP различного этиопатогенеза навыкам связной речи. Успешному усвоению детьми с данной патологией умений построения словосочетаний, предложений различных конструкции, объединению их в короткий рассказ способствует специально разработанная нами система занятий, в которой органически сочетаются содержательная и организационная стороны логопедической работы.
    Прежде всего, в процессе выполнения различных задании у дошкольников с OHP на практическом уровне формируются представления о словосочетаниях, о порядке и типах связи слов в предложении. Используются схемы, фишки и другие пособия для индивидуальной и фронтальной работы. Данные знания и умения способствуют развитию памяти различной модальности, речетворчеству, фантазии детей с данной речевой патологией.
    В учебно-практической деятельности применяется значительное количество видов работ по формированию данных навыков. Перечислим лишь некоторые упражнения:
·       составление словосочетаний с помощью опорных схем и идеограмм;
·       составление предложений по его началу и концу ;
·       составление предложений из слов данных в разбивку;
·       составление предложений по предметным картинкам.
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в методике общей коррекционной работы по развитию связной монологической, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учётом отмечаемых у детей данной группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и использования иллюстративного материала, структуры занятий и приёмов коррекционной работы. Особое значение уделяется развитию внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. В целях формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
·        Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам
с  изображением  нескольких  групп  действующих  лиц  или нескольких сценок    в пределах хорошо знакомого сюжета ("Семья", "Игры на детской площадке", "Зимние развлечения" и др.). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов  первоначально     по  отдельным  фрагментам,  что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.
·        Составление  небольших  рассказов-описаний  по  сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов,   события, определяющих общую тематику  картины  ("Ледоход",  "Река  замёрзла"  и  др.  из тематических серий картин О.И. Соловьёвой, В.А. Езикеевой).
·        Рассказывание  по  сериям  сюжетных  картинок,  достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. На втором году обучения    рекомендуется усложнение заданий: составление рассказов по  серии  картинок  с  изображением отдельных,      "ключевых"  моментов  действия,  а  также  с пропуском какого-либо звена.
·       Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием  детьми  предшествующих  и  последующих событий (по опорным вопросам).
·       Описание пейзажной картины.
Занятия  по  разным  видам  картин  включают ряд  общих элементов: подготовку  детей   к  восприятию   содержания   картины (предварительная        беседа,        чтение      литературных произведений по тематике картины и т.д.); разбор её содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов. Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: "Кто больше увидит?", "Кто лучше запомнил?", "Кто самый внимательный?"; приём обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей с последующим их оречевлением.
При этом используются как традиционные формы заданий, так и нетрадиционные.
      Методические вопросы организации и проведения задании по составлению детьми предложении по предметным картинкам заслуживают особого внимания. Наиболее активно нами используется данный вид работы при автоматизации у дошкольников с OHP поставленных звуков, на этапе их дифференциации. Так, на первых занятиях по дифференциации звуков «с» и «з», ребенку предлагается найти картинку, в названии которой имеется один из указанных звуков. Далее дается задание придумать предложение с данным словом.
Затем предлагаются две картинки с изображением предметов, легко связываемых по смыслу (сова — сук, снег — санки, собака — мясо). При усложнении задания ребенку предлагается найти картинки, в названии которых заданный звук находится в начале слова, в середине или в конце. При выполнении последнего варианта исключаются слова, написание которых расходится с произношением.
Далее задание усложняется тем, что картинки раскладываются изображением вниз. По инструкции ребенок берет карточку, определяет и называет место звука в слове. Самостоятельно придумывает предложение.
      На этапе формирования у детей с OHP тонких артикуляционно- акустических дифференцировок (например, при дифференциации звуков «с» и «з») по заданию логопеда ребенок находит соответствующие карточки (в названии которых есть звук «с» или звук «з». Далее ребенок придумывает предложения к изображениям (или воспроизводит по памяти) с опорой на схемы или без них. Из предложений составляется рассказ. Таким образом, к середине учебного го- да дети с OHP могут составлять рассказы творческого характера по четырем предметным картинкам, не связанным сюжетом изложения.
 Проводимые индивидуальные или подгрупповые занятия позволяют развивать воображение детей, успешно автоматизировать поставленные звуки, совершенствовать навыки фонематического восприятия, и на этой основе формировать навыки фонематических, морфологических синтаксических обобщений.
      Мнемотехника -совокупность специальных  приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной  информации  и увеличивающих объем памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти .
     Мнемоническое  запоминание состоит из четырех этапов:

·       кодирование в образов

·       запоминание(соединении двух образов),
·       запоминание последовательности,
·       закрепление в памяти.
Мнемотехника помогает развивать:
·       ассоциативное мышление;
·       зрительную и слуховую память;
·       зрительное и слуховое внимание;
·       воображение.
  Для того чтобы выработать у детей с caмoгo раннего возраста определенные навыки и умeния , в oбyчающий процесс вводятся так нaзывaeмые мнемотаблицы (схемы).
  Мнемотаблицы особенно эффективно при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание  придумывается картинка (изображение); таким oбpaзoм , все стихотворение зарисовывается  схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
   На начальном этапе взрослый  предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы.
   Сказка играет особую роль жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим  миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
           Библиографический список
1.    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
2.    Глухов В.П. Особенности формирования связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием. М., 1987г.
3.    Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию
связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по
обучению рассказыванию. \ Дефектология. 1988, № 3.

2022