Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Анкилова Т.В., Горникова О.В. Элементы театральной педагогики на уроках литературы, иностранного и русского языков

Библиографическое описание:

Анкилова Т.В., Горникова О.В. Элементы театральной педагогики на уроках литературы, иностранного и русского языков // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело.
А.П. Чехов

Уроки литературы, русского и иностранного языков какими они должны быть? Как сделать процесс обучения эффективным для ребенка, который живет в век интернета и виртуального пространства, в совершенстве владеет компьютерными технологиями? Как научить детей видеть прекрасное, читать классическую литературу, любить и ценить свой родной язык, научиться понимать и любить иностранный язык? Эти вопросы, наверное, возникают у каждого учителя данных предметов, основной задачей деятельности которого, становится мотивация детей к чтению.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение федеральных государственных стандартов, определяют главные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. А одной из основных целей филологического образования является развитие речевой культуры учащихся, совершенствование их коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, поиск содержательных компромиссов, формирование способности к социальной адаптации и социальной мобильности в условиях постоянно меняющегося мира.

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль, безусловно, отводится урокам русского языка и литературы, иностранного языка.

Считаю целесообразным обращение педагогов-филологов к элементам театральной педагогики. Художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, самобытно и ярко раскрывает природу личности ребенка-творца.

Цель театральной педагогики – раскрепощение психофизического аппарата ученика. И мы, как учителя, выстраиваю систему взаимоотношений таким образом, чтобы создать максимальные условия для предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы на уроках русского языка и литературы.

Театральная педагогика предлагает увидеть значимость деятельности, в которой дети, общаясь между собой, будут открывать новое через заданную игру, пробы и ошибки. Дело в том, что детям сложно организовать такую поисково-творческую деятельность, и они будут бесконечно признательны учителю, который организовал для них это исследование-общение. Равноправие педагога и детей не только в праве на ошибку, но и в адекватной заинтересованности. Наставнику тоже должна быть интересна игра, он самый активный болельщик за успешность мероприятия (игры). Хотя роль учителя только организационная, так как он выступает в роли режиссера, ему необходимо создать ситуацию успеха и обеспечить контроль над всеми участниками игрового процесса. И здесь от учителя потребуются следующие компетенции:

· педагогу необходимо в совершенстве владеть содержательным материалом предмета, что даст ему уверенность в поведении и скорость в его игровой методологической трансформации материала в игровую задачную форму;

· ему необходимо овладеть приемами режиссерско-педагогического сценирования, а именно:

· уметь перевести учебный материал в игровые проблемные задания;

· распределить содержание урока по смысловым логически взаимосвязанным эпизодам;

· уловить главную проблему учебного материала и перевести ее в последовательный ряд игровых задач;

· постоянно накапливать арсенал нужных ходов.

Только в этом случае можно надеяться на возможность импровизации во время урока, без чего урок станет неинтересным и скучным.

Также учителю очень важно помнить об основных приемах «театральной педагогики»:

· активные действенные формы подачи и усвоения материала (та же игра);

· неожиданность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;

· эмоциональная значимость материала для учащегося и учителя;

· сюжетное построение урока. Хорошо организовывает сюжет урока поисковая деятельность: движение от неизвестности к обретению знания;

· ролевая игра. Главное, не смешивать образ и личность. Задачи решать не умеет не ребенок, а герой, которого играет этот ребенок;

· целостное включение личности. Каждое задание учителя формулируется по-разному, чтобы личность включалась в процесс обучения целостно. Очень хорошо работают на реализацию этих задач, в частности, методы социоигровой и интерактивной педагогики, которой посвящено достаточно большое количество педагогической литературы;

· раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления – вот чего мы должны бы добиваться;

· ориентация на коллективное творчество. Для детей сегодня очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе создания общественных ценностей.

Театральную педагогику в своей работе применяем более 20 лет. Формы могут быть разные: начиная от «театра одного актера», каким является сам учитель на любом уроке, до масштабных постановок драматических произведений, так любимых и детьми, и учителями.

Приобщая учеников к театру, развиваем в нем творческое воображение, фантазию, чувственность, уверенность в себе. Ребята без страха берутся за задания, связанные с импровизацией. Очень часто в театральных постановках и этюдах участвуют подростки, у которых есть проблемы с успеваемостью и поведением.

Хочется отметить, что театрализация положительно сказывается на развитии умственных способностей обучающихся, их читательском опыте, правильности и выразительности речи.

Уроки литературы, русского и английского языков с применением инсценировки проходят более эмоционально и легко. На протяжении всего урока остается заинтересованность учащихся, особенно, если театрализация не обговаривалась с ними предварительно.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений через вживание в образ персонажа

Так на уроке литературы в 7 классе при изучении басен И.А. Крылова предлагаю инсценировку понравившейся басни. Устраиваем работу в группах. Каждая группа инсценирует ту или иную басню. После данной работы ребята надолго запоминают сюжет басни.

С большим удовольствием наши ученики участвуют в импровизированной инсценировке рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»: рассказ небольшой, слова запоминаются очень быстро, да к тому же произведение юмористическое. После постановки «актеры» и «зрители» без труда делают анализ рассказа и рассуждают над заглавием.

На уроках русского языка в 6 классе в теме: «Описание интерьера» вместе с ребятами описывали рабочий кабинет А.С.Пушкина. Для того чтобы вызвать наибольший интерес к данной работе, приглашали на урок самого Александра Сергеевича (роль поэта сыграл заранее подготовленный ученик данного класса). «Актер» в свободной форме рассказывал о том, как работал Пушкин, чем он пользовался, когда писал свои гениальные произведения, и многое другое. Ребята с большим удовольствием слушали рассказ А.С.Пушкина, а также задавали очень много вопросов, на которые мы все вместе отвечали еще после уроков.

Большую роль на своих уроках отвожу выразительному чтению. Для меня выразительное чтение – это не просто громкое, пафосное чтение, а именно искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Если ребенок не понимает смысла того, о чем читает, то такая деятельность обречена на провал, как бы категорично это не звучало. Конечно, я часто читаю для образца сама, пользуюсь аудиозаписями великих актеров. Очень полюбилось ребятам выразительное чтение басен И.А. Крылова, особенно чтение по ролям.

Также на уроках можно применять пантомимы. Чаще всего такой вид деятельности интересен ученикам 5-7 класса. Ребятам дается карточка с персонажем или с каким-либо действием, ученики узнают героя, а если это урок русского языка, то должны записать предложение, которое им без слов «продиктовали».

Приведем несколько примеров использования приемов такой педагогики на уроках английского языка.

Прием «Ритмическое запоминание»

Проблема: преодоление психологических барьеров при произношении новых слов, создание атмосферы заинтересованности в изучении новых лексических единиц.

Решение: предлагаю ученикам произнести слова в определенном ритме (лучше всего для этого подходит музыка в стиле рэп).

Цель – научиться произносить слова правильно.

Пример: классу предлагается наложить новые лексические единицы на заданный бит; затем новая лексика исполняется хором в стиле рэп.

Результат: введение новой лексики превращается в увлекательный процесс, где каждый может проявить свои творческие способности, снять эмоциональное напряжение и получить заряд положительных эмоций.

Прием «Фонетический этюд»

Проблема: развитие речевой деятельности обучающихся.

Задача: отработка произношения новой лексики и запоминание новых слов

Решение: ввожу детей в речевую деятельность через разыгрывание этюдов, содержащих выражение определённых эмоций в мини-диалогах. Пример задания: произнесите слова так, будто вы сообщаете друг другу радостную новость; вы спорите и ваша беседа перерастает в конфликт; вы делитесь с кем-то секретом.

Важным моментом при произношении иноязычных звуков является правильная артикуляция, поэтому необходимо выполнять разогревающие упражнения, для расслабления и лучшей работы мышц лица и артикуляционного аппарата. Примеры таких упражнений пантомимического характера:

· покажите классу, как вы пытаетесь съесть лимон;

· сгоните невидимую муху с носа;

· покажите классу, что вы чувствуете, когда обнаруживаете, что забыли дома учебник и так далее.

Результат: при усвоении лексики посредством переживания различных чувств запоминание слов происходит легко и интересно

Прием «Инсценировка»

Проблема: преодоление страха общения, умение аргументировать мнение, способность к импровизации

Решение: предлагается инсценировать рассказ (текст, историю, сказку). Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, можно использовать различный реквизит: маски, шапочки с надписями, картинки, рисунки, куклы. Инсценировка начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть.

Результат: дети учатся работать в группе, успешные дети и менее успешные имеют возможность поработать вместе, в результате чего менее успешные ребята могут почувствовать уверенность в себе и осознать свою значимость в группе.

Еще один элемент театральной педагогики, который можно использовать довольно часто, это ролевая игра. В ролевых играх ученик, во-первых, играет, во-вторых, учится, в-третьих, приобретает жизненный опыт. Игра помогает сохранить интерес к русскому языку и литературе, способствует созданию благоприятного психологического климата, повышает эффективность учебного процесса, учащиеся овладевают видами речевой деятельности как средством общения. В основе ролевой игры обычно стоят реальные или возможные конфликтные ситуации, в которых должно быть задействовано столько лиц, сколько участников в группе. Это может быть собрание любителей книги, заседание в суде, заседание художественного совета, создание фильма, книги, урок-концерт, инсценировка, викторины и т. д. Одни игры похожи на фронтальную беседу, другие требуют групповой работы, а иногда проходят в форме дискуссии, как, например, на уроках русского языка в 5 классе. При изучении темы «Диалог» ребятам дается задание составить диалоги на разные случаи, а затем их проиграть. В 6 классе, при обобщении тем: «Устаревшие слова», «Профессионализмы», «Заимствованные слова», «Диалектизмы» и др. ребятам дается набор слов, относящих к разным лексическим группам, ученики делятся на группы и каждая группа распределяет слова, а затем составляет небольшой текст и выступает в роли жителя определенной местности, человека, живущего в XIX веке, иностранца и т.д.

На уроках в старших классах тоже использую ролевые игры. Например, уроки-суды. Ребята любят примерять на себя роли обвинителей и адвокатов, свидетелей и потерпевших. И не важен приговор, который обязательно выносится в конце урока-суда, важен сам процесс обсуждения, где по-новому звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны. Стали традиционными в 9 классе уроки-суды над Григорием Печориным из романа «Герой нашего времени» М.Ю, Лермонтова., в 10 классе над Родионом Раскольниковым из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и Евгением Базаровым из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в 11 классе суды над Мастером из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Григорием Мелеховым из романа «Тихий Дон». Вживаясь в образ, ученик лучше понимает своего персонажа, а значит, понимает замысел автора, ну а следующий этап – это желание прочитать еще одно произведение этого автора! А все потому, что инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту.

На начальном этапе обучения английскому языку использую контролируемую ролевую игру, которая может быть построена на основе диалога или текста. Учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем мы прорабатываем нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого, я предлагаю ребятам составить свой вариант диалога, опираясь на прочитанный.

Ролевая игра на основе текста – более сложная работа. Например, прочитав текст комикса и выполнив задания к нему, предлагаемые авторами учебника “Spotlight”, я прошу одних учеников сыграть роль героев комикса, а другим ученикам взять у них интервью. Причем “репортеры” могут задавать вопросы не только те, на которые есть ответы в тексте, но и любые другие. Ученик, исполняющий роль персонажа, может проявлять свою фантазию при ответах на вопросы.

Ролевую игру в “репортера”, я провожу практически с первых уроков. Как только мы научились спрашивать о том, как кого зовут, откуда кто и сколько кому лет, “репортер” становится популярной игрой моих учеников.

В старших классах свободная ролевая игра более популярна, чем контролируемая. При ее проведении сами учащиеся выбирают лексику, которую они будут использовать, и то, как будет развиваться действие. Учитель дает тему игры. Класс делится на 2 группы, которые сами составляют различные ситуации и распределяют роли.

Изучая тему “Спорт”, предлагаю ученикам организовать пресс – конференцию с известными спортсменами по теме “Профессиональный спорт вреден для здоровья”. В течение 10 минут две группы работают над предложенной ситуацией, обсуждают ее, распределяют роли. Далее начинается сама игра, действие которой идет импровизированно.

При изучении темы “Животные” провожу ролевую иргу по теме “Экзотические животные в семье: за и против”. Предлагаю следующие роли: амбициозный бизнесмен, соседи этого бизнесмена, ветеринар, защитник животных, журналист. Дети могут в процессе обсуждения и подготовки предлагать другие роли. При необходимости я заранее готовлю карточки – опоры.

Конечно, подготовка к уроку с использованием театральной педагогики требует больших усилий. Здесь меняется многое. Например, целевая установка, роль учителя и учащегося, правила поведения на уроке, структура урока. Урок становится педагогической пьесой, построенной по всем законам режиссерского мастерства. Меняется суть домашнего задания. Оно часто индивидуально. Это может быть и подбор иллюстраций, подготовка презентации, написание сценария, создание видеофильма, и многое другое. Очень важно проверять и оценивать работу учащихся, пусть это будет не традиционная оценка, а оценка по определенной системе, возможно, по десятибалльной шкале и т.д.

Подводя итог, хочется отметить, что применение театральной технологии оказывает эффективное влияние на весь учебный процесс, в частности, на развитие творческого потенциала личности. Ведь развитие творческой личности, а также создание условий для его самоопределения и самореализации–одна из задач, поставленных перед образованием. Мобилизовать творческий потенциал личности ребенка в современных условиях и использовать его на благо общества –одна из важнейших задач российского образования.

Список используемых источников:

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин / Исследования разных лет. М. 1975.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М. — 1991.

3. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе / Иностранные языки в школе. 2006. №4.
2023