НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чумаченко Л.Г., Богомазова Т.М., Луханина А.Б., Кощенец Е.П. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста различными инновационными технологиями в изобразительной деятельности

Библиографическое описание:

Чумаченко Л.Г., Богомазова Т.М., Луханина А.Б., Кощенец Е.П. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста различными инновационными технологиями в изобразительной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

В современном мире происходит модернизации системы образования. Безусловно, это коснулось и дошкольного образования. Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации художественно-этетического воспитания детей в детском саду. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных подходов в практику работы.

Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию занятий, организацию педагогической среды и т.п.

Развитие личности ребенка лежит через развитие его творчества. Следовательно, в детских общеобразовательных учреждениях одним из видов деятельности ребенка по ФГОС ДО является изобразительная, которая включает в себя рисование, лепку и аппликацию. Используя в рисовании различные техники, можно достичь оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: цвет, линия и сюжет. Это дает огромную возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться, как творческая личность. Работая с детьми дошкольного возраста, можно заметить: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования.

Участвуя в изобразительной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром, через образы и краски. Приобщая детей к искусству, можно выбрать инновационную технологию в художественно-эстетическом развитии: нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению.

Виды нетрадиционных техник или инновационных технологий рисования для детей дошкольного возраста.

• Рисование ватными палочками.

• Оттиск печатками из овощей.

• Тычок жёсткой сухой кистью.

• Пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.).

• Набрызг (заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.

• Рисование на манке.

• Рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам). Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми, собственно, и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

• Ниткография. В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.

• Граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.).

• Кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы). Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью.

• Монотипия (графическая техника). Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.

• Мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок).

• Фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша).

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития художественного детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми при организации их деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот, что помогает не допустить в детскую изобразительность деятельность однообразие и скуку. Важно каждый раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой стороны искали новые творческие подходы. Именно это новое вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудится. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы сталкиваемся именно с таким положением.

Предложить детям не только рисовать на альбомном листе, но и на листах разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это тоже влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, придумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию технологии: дети рисуют за мольбертами, стоя, сидя за столами, лежа на полу. Важно, чтобы организация детской деятельности соответствовала содержанию технологии, чтобы детям было удобно работать.

Для интенсивного развития детских художественных способностей, нужно как - можно больше разнообразить условия изобразительной деятельности, содержание ее, формы, методы и приемы работы с детьми.

Таким образом, в организации изобразительной деятельности ребенка, нужно использовать нетрадиционные техники рисования, доступность которых определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п. В старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняются более сложными: кляксография, монотипия, тычкование и т.п.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Наблюдая за работой ребенка при рисовании, можно понять, что результат его работы зависит от его заинтересованности. Поэтому при изобразительной деятельности, важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов: игра, сюрпризный момент, просьба о помощи, музыкальное сопровождение.

Таким образом, самым интересным видом деятельности дошкольников, на мой взгляд, является изобразительная деятельность вообще и нетрадиционные техники рисования в частности. Они позволяют ребенку выразить в своих работах знание и отношение к окружающему его миру. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка.

Рисование для детей – это прекрасный способ выразить свои чувства и эмоции, проявить свою фантазию, научиться усидчивости и терпению. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Данные техники не утомляют ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Свою работу воспитатель строит на следующих правилах:

1. Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых заданий к сложным.

2. Принцип разработки творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учить думать, рассуждать. Стимулировать к творческим поискам и находкам, развивать наблюдательность.

3. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

4. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка воспитательный процесс.

5. Принцип взаимосвязи с семьёй.

6. Принцип обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатления, полученные ребенком от окружающей среды.

7. Принцип доступности материала.

В группе создаются выставки детских работ на стенде. Ребенок может найти свою любимою работу на стенде и показать своей семье, поделиться своими эмоциями и чувствами, наполнивших его душу во время творчества.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей, можно применять занимательные игры по изобразительным технологиям. Цель занимательных игр - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение и настроение в образе. Игры занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей. В этих играх применяются следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; подбор цикл дидактических игр и упражнений. После всего этого у детей появится огромный интерес и желание рисовать нетрадиционными техниками: кляксография, монотипия и др.

Системно используя инновационные технологии в изобразительной

деятельности, можно научить детей свободно владеть инструментами для рисования и своими руками, воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, открыто проявлять интерес к красоте окружающего мира и произведениям искусства. Творческий процесс научит детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим опытом. Дети научатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придаст уверенности детям. У детей увеличивается словарный запас, они научатся правильно и грамотно выражать свои мысли, строить не простые предложения.

У детей наблюдается огромный интерес и желание творить, который проявляется в развитии способности умело управляться кисточкой, карандашом, гуашью, ложечкой, трубочкой и губкой. Важным критерием успешной работы можно считать проявления у детей желания рисовать и огромный интерес к культуре. Главным среди них является высокий уровень развития творческого воображения, развитие творческих возможностей.

Для того чтобы проверить эффективность работы инновационных технологий по рисованию необходимо проводить диагностики в начале, в середине и в конце учебного года.

В результате целенаправленной работы по организации изобразительной деятельности дети могут:

1. Создавать образ изображения, используя различные техники и приемы рисования.

2. Взаимодействовать с взрослым и товарищами.

3. Действовать с материалами нетрадиционной техники рисования.

4. Легко фантазировать и воображать.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение. Дошкольникам доступны почти все виды инновационных технологий в изобразительной деятельности. Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на подражании, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Библиографический список1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М., Сфера. 2005.

2. Комарова Т. Детское художественное творчество. М., 2005.

3. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. М., 2006.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.

5. Соломенникова О. Радость творчества. М., 2005.

6. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М., 2002.

7. Шоргина Т. А. Красивые сказки: эстетика для малышей. М., Книголюб, 2003.
2023