Библиографическое описание:
Лазаренко О.В. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и технологии по теме "Развитие речи. Изготовление новогодней стенгазеты" // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Тема: Развитие речи. Изготовление новогодней стенгазеты
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
II. Постановка цели урока.
- Ребята, сегодня на уроке технологии мы продолжим работу по изготовлению новогодней газеты, начатую на прошлом уроке. Но урок наш необычный, он состоит из двух частей: развития речи и технологии. Поэтому я прошу быть всем внимательными, организованными и активными. В конце урока я всем поставлю оценки. Первую часть нашего урока начну не я, а ваш одноклассник Макарцев Даниил.
(Выступление учащегося)
Уч.- А слова СНЕГИРЬ И СНЕГ однокоренные?
П. -А вот на этот вопрос нам помогут ответить твои одноклассники, выполнив некоторые задания. Спасибо тебе за работу. Я с удовольствием поставлю тебе оценку "5". Садись.
III. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
П. - У меня на столе лежат конверты и файлы с заданиями. Пусть один из группы выйдет и выберет для группы конверт. Вначале смотрим задания в файле. (выбирают конверт)
1конверт.
Опишите СНЕГ, подберите имена прилагательные к слову СНЕГ. Составьте предложение (В конверт вложить тетрадный листок и ручку.) (Мягкий, пушистый, белый, холодный, первый, чистый, кристаллический, хрупкий, нежный, воздушный, искристый).
П.- Что такое прилагательное?
2конверт.
Собрать из слов фразеологизм и объяснить его значение.
П. - Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм - это устойчивое по составу и структуре образное выражение. состоящее из двух и более слов.
Зимой снега не выпросишь (так говорят об очень жадном человеке)
Искать прошлогодний снег (мечтать о том, чего нельзя уже вернуть)
Как снег на голову (появиться неожиданно)
(положить три листа А4 и 3сухих клея)
3 конверт
Выполните звукобуквенный разбор слова СНЕГ.
(Положить тетрадный лист и ручку. Вывести результат выполнения задания на экран под документ-камеру.)
4 конверт
1). Прочитайте текст.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке,
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки. (Снегурками в старину называли коньки)
2). Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
П. - Слова снежные и в снежном это форма одного и того же слова. (Если дети выделят как однокоренные слова)
П. - Ребята, скажите, как образовалось слово заснеженной? (при помощи приставки за- и суффикса -енн-). Попробуйте образовать новые слова от слова снегирь при помощи приставки или суффикса? СНЕГИРЯТА, СНЕГИРЁК (как образовались слова? При помощи суффикса -ЯТ-, - ЁК-. Тогда какой корень у этих слов? А у слова СНЕГИРЬ?
Вывод: слово СНЕГИРЬ не является однокоренным к слову СНЕГ. И правописание слова СНЕГИРЬ надо запомнить.
(в конверт положить простой карандаш и ластик)
П.- Даниил, мы ответили на твой вопрос?
Уч: - Да, спасибо.
Физкультминутка.
IV. Творческая работа в группах.
П: - Ребята, а сейчас приступаем ко второй части нашего урока. На предыдущем уроке технологии мы с вами выполняли заготовки к ёлочным игрушкам для оформления новогодней стенгазеты. Давайте вспомним, как это было. (слайд с фотографиями предыдущего урока).
П: - Теперь откройте свои конверты и достаньте содержимое. Возьмите листы и прочитайте инструкции к выполнению работы. (Дети читают инструкцию)
П: - Всё ли вам понятно? (Если ребятам все понятно, открывают компьютер). Откройте компьютер и просмотрите свой ролик. (Дети смотрят ролик по выполнению работы).
П: - Прежде чем приступить к практической части, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. (Слайд на экране).
П: - Можете приступать к работе. (Фоном звучит новогодняя музыка)
V. Оформление стенгазеты.
П: - И так, элементы нашей газеты готовы, можем приступить к её оформлению. Давайте украсим нашу ёлочку. (Выходят и вешают игрушки, приклеивают снежинки).
VI. Рефлексия.
П:- Посмотрите на итог вашей работы и скажите, какой этап урока больше всего понравился? (Ответы детей)
П: - Посмотрите на наших красивых снегирей. Они как живые. В жизни так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу. как члены одной большой семьи.
Кто кому больше нужен?
Человек птицам или птицы человеку? Выживет ли человек, если на земле не останется птиц? Вот над этим вопросом вы должны поразмышлять дома и написать несколько предложений в тетрадь по русскому языку.
Лазаренко О.В. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и технологии по теме "Развитие речи. Изготовление новогодней стенгазеты" // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Тема: Развитие речи. Изготовление новогодней стенгазеты
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
II. Постановка цели урока.
- Ребята, сегодня на уроке технологии мы продолжим работу по изготовлению новогодней газеты, начатую на прошлом уроке. Но урок наш необычный, он состоит из двух частей: развития речи и технологии. Поэтому я прошу быть всем внимательными, организованными и активными. В конце урока я всем поставлю оценки. Первую часть нашего урока начну не я, а ваш одноклассник Макарцев Даниил.
(Выступление учащегося)
Уч.- А слова СНЕГИРЬ И СНЕГ однокоренные?
П. -А вот на этот вопрос нам помогут ответить твои одноклассники, выполнив некоторые задания. Спасибо тебе за работу. Я с удовольствием поставлю тебе оценку "5". Садись.
III. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
П. - У меня на столе лежат конверты и файлы с заданиями. Пусть один из группы выйдет и выберет для группы конверт. Вначале смотрим задания в файле. (выбирают конверт)
1конверт.
Опишите СНЕГ, подберите имена прилагательные к слову СНЕГ. Составьте предложение (В конверт вложить тетрадный листок и ручку.) (Мягкий, пушистый, белый, холодный, первый, чистый, кристаллический, хрупкий, нежный, воздушный, искристый).
П.- Что такое прилагательное?
2конверт.
Собрать из слов фразеологизм и объяснить его значение.
П. - Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм - это устойчивое по составу и структуре образное выражение. состоящее из двух и более слов.
Зимой снега не выпросишь (так говорят об очень жадном человеке)
Искать прошлогодний снег (мечтать о том, чего нельзя уже вернуть)
Как снег на голову (появиться неожиданно)
(положить три листа А4 и 3сухих клея)
3 конверт
Выполните звукобуквенный разбор слова СНЕГ.
(Положить тетрадный лист и ручку. Вывести результат выполнения задания на экран под документ-камеру.)
4 конверт
1). Прочитайте текст.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке,
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки. (Снегурками в старину называли коньки)
2). Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
П. - Слова снежные и в снежном это форма одного и того же слова. (Если дети выделят как однокоренные слова)
П. - Ребята, скажите, как образовалось слово заснеженной? (при помощи приставки за- и суффикса -енн-). Попробуйте образовать новые слова от слова снегирь при помощи приставки или суффикса? СНЕГИРЯТА, СНЕГИРЁК (как образовались слова? При помощи суффикса -ЯТ-, - ЁК-. Тогда какой корень у этих слов? А у слова СНЕГИРЬ?
Вывод: слово СНЕГИРЬ не является однокоренным к слову СНЕГ. И правописание слова СНЕГИРЬ надо запомнить.
(в конверт положить простой карандаш и ластик)
П.- Даниил, мы ответили на твой вопрос?
Уч: - Да, спасибо.
Физкультминутка.
IV. Творческая работа в группах.
П: - Ребята, а сейчас приступаем ко второй части нашего урока. На предыдущем уроке технологии мы с вами выполняли заготовки к ёлочным игрушкам для оформления новогодней стенгазеты. Давайте вспомним, как это было. (слайд с фотографиями предыдущего урока).
П: - Теперь откройте свои конверты и достаньте содержимое. Возьмите листы и прочитайте инструкции к выполнению работы. (Дети читают инструкцию)
П: - Всё ли вам понятно? (Если ребятам все понятно, открывают компьютер). Откройте компьютер и просмотрите свой ролик. (Дети смотрят ролик по выполнению работы).
П: - Прежде чем приступить к практической части, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. (Слайд на экране).
П: - Можете приступать к работе. (Фоном звучит новогодняя музыка)
V. Оформление стенгазеты.
П: - И так, элементы нашей газеты готовы, можем приступить к её оформлению. Давайте украсим нашу ёлочку. (Выходят и вешают игрушки, приклеивают снежинки).
VI. Рефлексия.
П:- Посмотрите на итог вашей работы и скажите, какой этап урока больше всего понравился? (Ответы детей)
П: - Посмотрите на наших красивых снегирей. Они как живые. В жизни так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу. как члены одной большой семьи.
Кто кому больше нужен?
Человек птицам или птицы человеку? Выживет ли человек, если на земле не останется птиц? Вот над этим вопросом вы должны поразмышлять дома и написать несколько предложений в тетрадь по русскому языку.