НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лебединец А.В. Потребность в расширении практик наставничества в дошкольном образовании

Библиографическое описание:

Лебединец А.В. Потребность в расширении практик наставничества в дошкольном образовании // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Важность создания и внедрения практик наставничества в любой отрасли народного хозяйства, в том числе образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне. Совокупность требований к профессионализму педагогических работников предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты образования и профессиональный стандарт педагога. Согласно этим документам, педагог должен быть компетентным в различных областях: обучении, воспитании, организации взаимодействия с субъектами образования; формировании образовательной среды; инновационной деятельности и пр. Однако практика показывает, что многие из них испытывают компетентностные дефициты, спектр которых весьма широк. Выявление и преодоление данных дефицитов имеет для системы образования первостепенное значение в свете указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемым компонентом образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала. Наставничество помогает повысить профессиональную компетентность молодого специалиста, быстро адаптироваться к работе в дошкольной образовательной организации, избежать неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений. В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень.

Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Как следует из данных исследования, проведенного в 2019 г. Научно-исследовательским центром социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, педагоги всех возрастных групп, независимо от стажа работы, в той или иной мере нуждаются в персонифицированном методическом сопровождении. Безусловно, более всего – это молодые педагоги до 25 лет и педагоги без профильного педагогического образования, прошедшие курсы профессиональной переподготовки. При этом 62,7% педагогических работников считают необходимым институт наставничества; 19,7% признали, что нуждаются в наставнике, а 25,9% готовы стать наставниками для своих коллег. Таким образом, наставничество, по своей сути, может стать важнейшим инструментом кадровой политики ОО.

Слово «наставничество» вызывает в памяти советские плакаты, на которых старый опытный рабочий с непременными седыми усами что-то втолковывает желторотому новичку. Однако институт наставничества не только не остался в прошлом, но, претерпев заметные изменения, активно внедряется многими компаниями по всему миру как эффективный инструмент управления знаниями. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Современное наставничество приобретает более широкий функциональный спектр, становится одной из форм непрерывного профессионального образования, особой формой методической работы. Наставничество можно рассматривать как образовательно значимую социальную практику, которая позволяет максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого через выстраивание образовательной навигации. Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов, что создает прочную профессиональную культуру в дошкольной образовательной организации, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.

Таким образом, наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

«Я видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов», – сказал Исаак Ньютон, точно выразив мысль о том, что без накопления и передачи опыта человеческая цивилизация невозможна. Родители передавали свой опыт детям, мастера – подмастерьям.

Педагогическая поддержка наставника – это помощь в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно молодой педагог не способен преодолеть. Внешние барьеры могут быть охарактеризованы как дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов (например, нормативные правовые и организационно-технические сложности на этапе реализации проектов и т. д.). Внутренние барьеры – это некий «образовательный дефицит». Когда он будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Успешность деятельности наставника определяется появлением у сопровождаемого способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т. д.

С одной стороны, мы прекрасно понимаем, что далеко не каждый человек способен и хочет учиться. Поэтому приводим ряд критериев оценки пригодности того или иного работника на роль ученика:

· он должен быть целеустремленным и несколько амбициозным;

· принимать на себя ответственность за свой профессиональный рост и развитие;

· активно искать новые обязанности;

· быть восприимчивым к обучению;

· проявлять инициативу и готовность учиться;

· использовать время и советы наставника;

Это желательные требования для идеального ученика. Очень немногие люди обладают всеми этими качествами, если молодой специалист соответствует большинству этих требований, то с ним можно работать.

С другой: не каждый человек устроен таким образом, чтобы быть наставником, не все даже самые грамотные и квалифицированные педагоги смогут быть учителями. Попробуем привести пример профессионально-психологического портрета педагога-наставника:

· способен взять на себя лидерство;

· является частью педагогического коллектива;

· проявляет терпение и готовность работать с другими людьми;

· инициативен;

· готов принять на себя ответственность наставника;

· принимает участие в развитии других работников;

· имеет богатый опыт в своей работе;

· обладает чувством такта и дипломатичен при работе с другими людьми, которые могут быть из других возрастных и культурных групп, в том числе с семьями воспитанников;

· терпелив;

· готов организовать ясное, открытое двустороннее общение;

· готов учить собственным примером;

· готов помочь приобрести такие жизненные навыки, как планирование времени, умение справляться со стрессом, умение конструктивно критиковать и принимать критику.

Понятно, что педагог, обладающий всеми этими качествами, - крайне редкий экземпляр в природе, и если вы нашли его среди своих сотрудников, то вам несказанно повезло. Однако если кандидат в наставники отвечает хотя бы двум третьим из вышеперечисленного - уже хорошо. Желательно также выбирать кандидата в наставники из тех, кто сам в свое время прошел этот путь в роли ученика.

Так как педагогическое наставничество является таким способом взаимодействия, в котором участвует как минимум две стороны, то должны существовать особые принципы таких межсубъектных отношений. Среди них выделяются:

· идея социальной честности и увязки интересов всех сторон;

· принцип взаимных обязательств партнеров;

· концепция добровольности;

· принцип одинаковой выгоды для каждой из участвующих сторон.

Кроме того, педагогическое наставничество будет эффективно при систематическом и постоянном соблюдении правил:

Обязательная ответственность за результат подготовки и адаптации молодого педагога к профессии и коллективу.

Ориентация при подборе методов взаимодействия с наставляемым на его индивидуальную специфику.

Использование эффективной мотивации.

Важно помнить, классическое наставничество подразумевает, что наставник не является частью административной цепочки, выстроенной над новичком. Наставник – не начальник, он старший товарищ, обладающий знаниями и опытом. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник не должен решать проблемы подопечного и никогда не дает точные советы, как поступить. Его задача — оградить подопечного от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его решать профессиональные задачи самостоятельно.

«Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди» Я. А. Коменский.

Библиографический список

Качина, Т.В. Фестиваль практик наставничества: обмен опытом и идеями, экспертиза содержания, совместное продвижение к пониманию сути понятия и многообразия наставничества /Т. В. Качина // Методист. - 2022–№7.

Подобаева, О.Г. Педагогическое наставничество в системе общего образования /О. Г. Подобаева// Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - 2021 №2 (14).

Тихомирова, Н.В. К вопросу о содержании профессиональных компетенций наставника [Электронный ресурс] /Н. В. Тихомирова// Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022–№2.
2023