Всем детям нравятся «пальчиковые игры», вызывая впечатление легкости и эмоционального подъема. Кроме того, что они забавляют малыша, помогают развивать у ребенка координацию движений, познавательные процессы: память, внимание, мышление, пробуждают творческое воображение, и, конечно, активизируют речевые навыки. Пальцы помогают говорить Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик»,тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети. Когда начинать заниматься? В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. Начиная с полутора лет надо активно использовать пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет - задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играть в различные шнуровки; учиться расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или раскручивать и закручивать ленточку; играть в кубики (строить башни, поезда, домики);собирать крупные пазлы.
Движения, сочетаемые с речью Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание дает большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Малыши группы кратковременного пребывания любят занятия с гимнастикой для пальчиков, играть с материалом индивидуально и в группе. 1.Самомассаж ладоней щеткой для волос. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения - к себе. Гладила мама-ежиха ежат «Что за пригожие детки лежат!» 2.Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой (не слишком тугой) на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишья - смена рук. Кусается сильно котенок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. -Но я же играю с тобою, малыш! -А будешь кусаться - скажу тебе «кыш!» 3.Самомассаж кистей. -(грецкий орех, шишка круглая, каштан, каучуковый мячик)
Катаем между ладоней, помогаем делать круговые движения, перекладываем из одной руки в другую, зажимаем в кулачок, считаем до пяти, разжимаем кулачок. -Шестигранный карандаш Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками, чтобы катать его вверх-вниз. 4.Упражнение «Клювы» с четырехгранными счетными палочками. Ребенок собирает разложенные на столе счетные палочки одноименными пальцами - от указательных к мизинцам - и удерживает их до тех пор, пока не соберет все 4 клюва. На каждую строку по одному взятию палочки. Клювов длиннее не видывал я Чем клювы у цапли и журавля! 5.Нетрадиционный метод Су – Джок терапия.(кольцо в шаре) -Массаж Су -Джок шарами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях. Ежик, ежик колкий, где твои иголки (катают шар между ладоней) Нужно бельчонку сшить распашонку Починить штанишки шалуну-зайчишке Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите. Если отдам иголки, съедят меня волки. -Массаж пальцев эластичным кольцом. Пружинное колечко надевается на пальчики поочередно и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Этот пальчик дедушка (колечко на большой палец) Этот пальчик –бабушка (колечко на указательный палец) Этот пальчик-папочка (колечко на средний палец) Этот пальчик-мамочка (колечко на безымянный палец) Ну а этот пальчик я (колечко на мизинец) Вместе дружная семья (сжать кулачок) А самая любимая игра для пальчиков родилась у меня спонтанно, во время гула малышей. Я просто говорю «Ж», мы все жужжим и «ловим муху», сжимая кулачок, и замолкаем, как только ее поймали. И говорим «З», зудим и «ловим комара». Прекрасная игра на внимание и для того чтобы послушать тишину. А в конце мы «муху» и «комара» отпускаем. Разжимаем кулачок и смотрим вверх. Пусть летят!