НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Прошина О.В., Окунь С.Б., Воистинова Т.М. Методическая разработка по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет «Лесное путешествие»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf

В наши дни экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью нашей работы с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, обучение детей быть милосердию и бережному отношению к природе и к ее богатствам. При взаимодействии с детьми используются различные формы работы: особое место занимает экспериментирование - в опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определённым суждениям и умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивающего наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ещё одним из эффективных средств в работе с дошкольниками является дидактические игры. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, а также эколого-целесообразное поведение в природе.
Чтение детям художественной литературы (В. Бианки, М. Пришвина, Н. Чарушина), использование демонстрационного материала.
Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребёнку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод: расширились знания детей о животных, о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде, повысился интерес к познавательной деятельности.
Цели:
Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о животных и птицах.
Создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом, мелкой моторики, мышления, памяти, любознательности.
Способствовать воспитанию у детей чувства любви к природе, уважение ко всему живому, формированию экологической культуры
Задачи:
-Организовать:
1. Условия для уточнения, обобщения и расширения знаний детей животных (белка, заяц, медведь) и птицах (кукушка, соловей, сова).
2. Закрепление знаний и навыков поведения в природе, признаков весны.
3. Условия для практического применения знаний и умений у детей.
4. Контроль результатов самостоятельной деятельности.
5. Рефлексивную оценку результатов.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Правила поведения в природе», дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Угадай по голосу?». Чтение стихов, рассказов, сказок о природе.
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, конверт с текстом загадок, звуковая запись «Пение птиц, бутылочки, ситечко, воронки для познавательно-исследовательской деятельности, шаблоны для продуктивной деятельности, сюжетные картинки «Правила поведения в лесу»
Активизация словаря: Пушистая, шустрая, мишка-топтыжка, длинноухий, длиннохвостая.
Обогащение словаря: Голосистый, фильтр, водоочистительная станция.
Ход образовательной деятельности
1 этап. Мотивационный
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Приготовьте свои ладошки. Мы сейчас поприветствуем друг друга необычным способом. «Потрите ладошки, что вы чувствуете? (тепло) А теперь поделитесь своим теплом с друзьями, у нас получилась цепочка дружбы.
-Друг на друга посмотрите
И задорно подмигните
Вправо, влево повернитесь
И соседу улыбнитесь.
Как светло и уютно стало в зале от ваших улыбок!
А теперь повернитесь и улыбнитесь нашим гостям и гости нам улыбнуться. У всех хорошее настроение.
А теперь посмотрите на меня.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это бывает?» (Весной).
А как думаешь ты, Алина?(Весной).
А теперь давайте с вами вспомним приметы весны:
-день длиннее, ночь короче
-ярко светит солнышко
-солнышко пригрело, появляются проталины и ручейки
-набухают почки и появляются листочки.
-появляются подснежники
-возвращаются перелетные птицы
-дикие животные просыпаются после спячки
-появляются насекомые
-люди меняют одежду на более легкую.
Воспитатель: Дети, я получила письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Весна!» В моем лесу случилось беда. Злой волшебник похитил меня и держит в своём замке. И теперь в нашем лесу скучно и грустно, он стал бесцветным, не растут цветы, не видно животных, не слышно пение птиц. Помогите освободить меня и тогда вся природа оживет и заиграет своими красками. Для того чтобы спасти меня вы выполните все сложные задания злого волшебника, которые вы найдете в конверте, когда попадете в лес, спешите. Я вас жду.
2 этап. Ориентировочный
Воспитатель: А вы хотите помочь Весне.(ответ детей).Тогда нам нужно отправится в лес. А как вы думаете, на чем мы отправимся в лес? Ответы детей (на автобусе, на машине, на поезде). А какой вид транспорта самый экологичный? (воздушный шар).Ребята, я предлагаю полететь на воздушном шаре,хотите? (ответы детей)
Сейчас я вам раздам билеты, на которых изображены цифры. Вы должны найти места с такой же цифрой. Занимайте свои места.
«Даша, почему ты села на это место?» (Потому что у меня на билете цифра 2 и на стуле тоже цифра 2). Отправляемся в путь.
3 этап. Исполнительский
Пока мы с вами летим, давайте вспомним правила поведения в лесу:
-нельзя мусорить в лесу.
-нельзя разжигать костер.
-нельзя приносить лесных животных домой.
-Осторожно, не шуметь! В лесу музыка и посторонний шум может сильно напугать животных.
-нельзя брать яйца в птичьих гнездах и трогать птенцов.
-нельзя уничтожать насекомых.
-нельзя разорять муравейники.
-нельзя рвать цветы в лесу.
Воспитатель: Мы с вами прилетели, а вот и лес. Где же нам найти конверт? Посмотрите повнимательнее? Вот он. Хотите узнать что в нем?(Воспитатель раскрывает конверт в котором находится задание).
задание 1«Отгадай что за зверь?»
Маленький рост,
Пушистый хвост,
Орешки и шишки собирает,
На зиму их запасает. (Белка).
Белка какая? (Рыжая, веселая, пушистая, шустрая)
Кто знает для чего белке нужен хвост? ( Чтобы прыгать с ветки на ветку, хвост- это руль для белки).
Вспомните, как называется домик белки. (Дупло).
Белка собирала на зиму шишки и прислала нам их в подарок. А хотите узнать для чего? (Чтобы мы делали массаж). А для чего нам нужен массаж? (Чтобы мы не болели) Взяли все по одной шишке, встали в круг. (звучит музыка со словами)
Всех боится он в лесу
Волка, филина, лису
Бегает от них спасаясь,
С длинными ушами (заяц)
Чем питается заяц? (Травой, листьями, кореньями, корой)
Какие уши у зайца (длинные)
Покажите, какие длинные уши.
Как можно сказать одним словом, заяц какой? (длинноухий)
А как называются детеныши зайца? (Зайчата) А если один? (Зайчонок) А как называют маму?(Зайчиха) А папу? (Заяц)
Весной у зайчихи появились маленькие зайчата, они выбежали на поляну и приглашают вас с ними поиграть.
(звучит фонограмма)
Ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Летом по лесу гуляет,
А зимой спит, отдыхает(Медведь)
Где живет медведь?
А как медведя называют в сказках? (мишка-шалунишка, мишка-топтыжка, Михаил Потапович)
Медведь долго спал и никак не может проснуться и открыть глаза. Надо помочь ему сделать зарядку для глаз.
Гимнастика для глаз «Медведь»
Летом ходит по дороге (глаза влево, вправо)
Возле сосен и берез (посмотреть сверху вниз)
А зимой спит в берлоге (закрыть глаза)
От мороза пряча нос (широко открыть глаза)
А весною как проснётся (моргает глазами)
Из реки воды напьется (закрывают глаза)
Ловит рыбу и рычит (широко открывают глаза)
Здесь медведь уж не молчит (смотрит прямо)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки, и в нашем лесу появились животные.
Воспитатель: А теперь следующее задание игра «Узнай птицу по голосу»
Давайте с вами сядем на поляну.
Надо прослушать фрагмент голоса птицы и решить, что за птица издает определенный звук. После правильного ответа птица появляется на экране. (Кукушка, соловей, сова, дятел)
Кукушка что делает? (кукует)
Какой хвост у кукушки? (длинный)
Значит кукушка какая (длиннохвостая)
А теперь послушаем голос следующей птицы.(соловей)
Соловей что делает? (поёт, щелкает, свищет)
А как поёт? (звонко, громко).
Про такого соловья говорят, что соловей голосистый.
Давайте проверим.
Сова что делает? (ухает)
Какие глаза у совы? (жёлтые, большие)
Как можно сказать, сова какая? (большеглазая).
Воспитатель: И птиц мы с вами назвали правильно (заселение леса с птицами)
И птицы стали разноцветные.
Отправляемся в путь дальше.
В лес весенний мы идём,
На поляну попадём,
Будем весело шагать
И друг другу помогать.
Воспитатель: Как вы думаете, что это там вдалеке. (это пруд).
А прямо перед нами овраг.
А пруд находиться на другом краю оврага.
Как же нам туда попасть? (по мостику). А мостик разрушен. Что же нам делать (нам надо его построить). Дети строят мост из пластин конструктора определенного цвета(чередование цветов: синий, желтый, красный-закономерности).
Ребята посмотрите, мы вышли к пруду. Прислушайтесь, кто-то к нам спешит.
Под музыку выходит Водяной
Воспитатель: Ой, вы кто такой?
Водяной: Ой-ой-ой,ой-ой-ой, я - красавец водяной.
Много лет в воде живу
Терпеть я больше не могу
Засорили, замутили в пруду всю водицу
Разве будет в той воде
Кто-нибудь водиться?
На дне моем бутылки
И рваные ботинки
Бумага, тряпки, склянки, консервные банки.
Гибнут растения, раки, рыбешки.
Вы помогите друзья, мне немножко.
Воспитатель:Здравствуй, Водяной. Ребята, мы поможем Водяному?
Водяной: А вы хорошие ребята?
В лес с добром пришли или повеселитесь, отдохнете, намусорите и уйдете? Приходили уже такие ребята отдохнули и домой пошли, а мусор в лесу оставили и пруд загрязнили. И птицы поэтому не поют, кому же захочется петь, когда кругом такой беспорядок.
Воспитатель: А как мы поможем Водяному?(мы должны почистить пруд, убрать мусор)
А чистить мы будем с помощью этих предметов(ситечко). Каждый будет вынимать по одному предмету.
Воспитатель: Ребята, посмотрите пруд мы почистили, а вода изменила свой цвет?
- Нет, она осталась грязной, мутной. Как вы думаете, что нам нужно сделать? (очистить, профильтровать воду).
Хотите узнать как можно очистить воду. (Да)
(проводится опыт по очистке воды)
Предлагаю пройти за столы?
Что стоит на столе?
(бутылки, воронки)
Приступаем к работе.
Взяли стаканчик и тихонечко выливаем воду в воронку.
Какого цвета становиться вода? (чистая, прозрачная, светлая)
Вывод: Вот так с помощью специальных фильтров очищают воду, которая попадает к нам в дом.
А теперь выливаем чистую воду в пруд.
Водяной: Спасибо вам, ребята, вижу, что растете вы добрыми и умными. Но я долго на суше не могу находиться, пора мне в речку, в водицу. До свидания.
Воспитатель: Посмотрите, дети, как ожила природа, какой лес стал зеленый. А как вы думаете почему? (Потому что мы выполнили все задания злого волшебника и весна пришла к нам в лес)
4 этап. Рефлексивный.
А теперь нам пора возвращаться в свою группу. Занимайте места (звучит музыка). Звенит колокольчик, появляется Весна
Весна:Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Спасибо вам, что выручили меня!
Воспитатель: А кто к нам пришёл в гости? (Весна)
Весна: В моём лесу случилась ещё одна беда. Прошёл дождь и смыл весь окрас с моих бабочек, и они стали белыми. А мы знаем стихотворение про дождь. Хочешь послушать? Встали в круг, приготовили пальчики.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик, дождик, Веселей! (каждым пальчиком правой стучат по левой ладошке)
Капай, капай, не жалей! (каждый пальчиком левой руки стучат по правой ладошке)
Только нас не замочи! (изображать пальчиками «брызги»)
Зря в окошко не стучи! (правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки)
Брызги в поле пуще ( изображать «брызги» пальчиками)
Станет травка гуще! (скрестить ладошки пальцы растопырены)
Вы хотите помочь бабочкам стать красивыми и разноцветными? А как мы это сделаем? (Украсим их). Далее дети украшают бабочек кусочками ткани и бумаги.
Покажите, какие бабочки получились. Какие они? (красивые, разноцветные, яркие)
Ребята, а где мы сегодня были? А что вы узнали нового? Вам было интересно? А что больше всего понравилось? Какое задание вызвало затруднения?
5 этап. Перспективный.
Кому расскажите о нашей прогулке? Вы еще хотели бы отправиться на такую прогулку?
Литература
1)Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2015.-112с
2)Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2014. -72с.
3) Аксенова З.Ф. Войди в природу другом.- М: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
4) Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома.- Мозаика-Синтез, 2013. – 120с.
5) Ранькова В.В., Юдина Т.В. Азбука экологического воспитания- М:ТЦ Сфера, 2010.– 135с.
6) Иванова А.И. Экологические эксперименты в детском саду – М: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.
2019