Библиографическое описание:
Петрова Л.В., Козлова А.В., Петрова И.К. Теоретические аспекты внедрения программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в ДОО // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Аннотация. В статье представлена актуальность проблемы реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» ДОО. Раскрыты теоретические подходы к внедрению данной программы в практику работы дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: инженерное мышление, робототехника, творчество, конструирование.
На современном этапе развития производства отмечается большая потребность в профессиях, которые требуют умение работать с инновационными программируемыми устройствами. В связи с этим, возникла необходимость популяризации профессии инженера. Ю. В. Карпова [2] отмечает, что использование роботов в быту, на производстве требует пополнение и расширения знаний в области технических наук. Для этого, по мнению Т. В. Волосовец [2] важно как можно раньше прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области робототехники.
Как известно, современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации. На сегодняшний день, государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих техническими и интеллектуальными возможностями. По мннеию авторов программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», готовить будущих инженеров нужно уже в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте у детей ярко выражен интерес к техническому творчеству.
В основе технического творчества детей дошкольного возраста лежит развитие творческих способностей. Л. А. Венгер [1] творческие способности рассматривает как компонент общей одаренности наряду с умственными способностями и познавательной активностью. Центральное место в структуре творческих способностей ученый отводит умственным способностям. В качестве основы формирования умственных способностей в дошкольном возрасте Л. А. Венгер выделяет наглядное моделирование и способность к символизации как умственное действие. Наглядное моделирование, которое формируется в этом возрасте является основой развития инженерного мышления.
Т. В. Тимофеева [2] отмечает, что основа инженерного мышления закладываются в дошкольном возрасте. Это обусловлено прежде всего особенностями развития мышления детей, их способностью к наглядному моделированию.
Под инженерным мышлением А. И. Савенков [3] понимает вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники. По мнению авторов программы, развитие данного типа мышления позволит ребенку ближе познакомится с программируемой техникой, освоить технологический процесс ее создания.
Познавательное развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.
А. И. Савенков [3] отмечает, что развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Одним из средств развития инженерного мышления является робототехника на основе LEGO-конструкторов. Как отмечает Е. В. Фешина [5] робототехника на основе LEGO-конструкторов значима в свете реализации требований ФГОС ДО [4]. В ДОО данное направление развития ребенка получило свое распространение в последние годы, особенно в сфере дополнительного образования. Однако, как показывает практика, дошкольное образование испытывает дефицит специально подготовленных педагогов.
Таким образом, реализация программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» направлена на развитие инженерно-технического мышления детей дошкольного возраста. Использование данной программы в практике работы ДОО может решить проблему качества подготовки специалистов к организации образовательной деятельности по робототехнике. С другой стороны, реализация программы позволит обогатить развивающую предметно-пространственную среду дошкольного учреждения. Включение педагогов в занятия робототехникой позволит им познакомиться и освоить процесс обучения робототехнике детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1.Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – Москва: Просвещение, 1986. – 84 с.
2.Волосовец, Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие / Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева. – Самра: Вектор, 2018 – 79 с.
3.Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения /
4.А. И. Савенков. – Москва: Дом Федорова, 2010. – 136 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
6.Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В. Фешина. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 114с.
Петрова Л.В., Козлова А.В., Петрова И.К. Теоретические аспекты внедрения программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в ДОО // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Аннотация. В статье представлена актуальность проблемы реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» ДОО. Раскрыты теоретические подходы к внедрению данной программы в практику работы дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: инженерное мышление, робототехника, творчество, конструирование.
На современном этапе развития производства отмечается большая потребность в профессиях, которые требуют умение работать с инновационными программируемыми устройствами. В связи с этим, возникла необходимость популяризации профессии инженера. Ю. В. Карпова [2] отмечает, что использование роботов в быту, на производстве требует пополнение и расширения знаний в области технических наук. Для этого, по мнению Т. В. Волосовец [2] важно как можно раньше прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области робототехники.
Как известно, современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации. На сегодняшний день, государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих техническими и интеллектуальными возможностями. По мннеию авторов программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», готовить будущих инженеров нужно уже в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте у детей ярко выражен интерес к техническому творчеству.
В основе технического творчества детей дошкольного возраста лежит развитие творческих способностей. Л. А. Венгер [1] творческие способности рассматривает как компонент общей одаренности наряду с умственными способностями и познавательной активностью. Центральное место в структуре творческих способностей ученый отводит умственным способностям. В качестве основы формирования умственных способностей в дошкольном возрасте Л. А. Венгер выделяет наглядное моделирование и способность к символизации как умственное действие. Наглядное моделирование, которое формируется в этом возрасте является основой развития инженерного мышления.
Т. В. Тимофеева [2] отмечает, что основа инженерного мышления закладываются в дошкольном возрасте. Это обусловлено прежде всего особенностями развития мышления детей, их способностью к наглядному моделированию.
Под инженерным мышлением А. И. Савенков [3] понимает вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники. По мнению авторов программы, развитие данного типа мышления позволит ребенку ближе познакомится с программируемой техникой, освоить технологический процесс ее создания.
Познавательное развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.
А. И. Савенков [3] отмечает, что развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Одним из средств развития инженерного мышления является робототехника на основе LEGO-конструкторов. Как отмечает Е. В. Фешина [5] робототехника на основе LEGO-конструкторов значима в свете реализации требований ФГОС ДО [4]. В ДОО данное направление развития ребенка получило свое распространение в последние годы, особенно в сфере дополнительного образования. Однако, как показывает практика, дошкольное образование испытывает дефицит специально подготовленных педагогов.
Таким образом, реализация программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» направлена на развитие инженерно-технического мышления детей дошкольного возраста. Использование данной программы в практике работы ДОО может решить проблему качества подготовки специалистов к организации образовательной деятельности по робототехнике. С другой стороны, реализация программы позволит обогатить развивающую предметно-пространственную среду дошкольного учреждения. Включение педагогов в занятия робототехникой позволит им познакомиться и освоить процесс обучения робототехнике детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1.Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – Москва: Просвещение, 1986. – 84 с.
2.Волосовец, Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие / Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева. – Самра: Вектор, 2018 – 79 с.
3.Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения /
4.А. И. Савенков. – Москва: Дом Федорова, 2010. – 136 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
6.Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В. Фешина. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 114с.