Актуальные вопросы начального общего образования

Бабарыкина Т.В., Алфёрова К.И. Творческие группы как эффективная форма взаимодействия с родительским коллективом

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей [2]. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей) … в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [3].
Чтобы идеи, заложенные в законе и стандартах, были реализованы на деле, а не на бумаге, безусловно, необходима заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. И особая роль в этой системе, конечно же, отводится классному руководителю. Каждый педагог ищет эффективные пути взаимодействия с семьёй через организацию и проведение индивидуальных и групповых форм работы: консультации, собрания, круглые столы, конференции, диспуты и т.д. Существенную помощь для выстраивания сотрудничества родителей учащихся и классного руководителя играет родительский комитет класса, выполняющий различные функции:
- помощь в организации учебно-воспитательного процесса;
- помощь во внеклассной работе;
- решение хозяйственно-бытовых вопросов.
Чаще всего на практике именно с родительским комитетом выстраивается тесное взаимодействие, а ведь это лишь несколько человек инициативных родителей. Остальные родители остаются «за бортом» школьной жизни, занимая пассивную позицию. Как избежать этой ошибки и сделать каждого родителя соучастником, соавтором, содеятелем жизни классного коллектива?
Для решения этой проблемы достаточно эффективным может стать создание «Творческих групп» родителей. На самом первом собрании в 1-ом классе традиционно выбирается родительский комитет из пяти человек, берущий на себя координирующую функцию. Остальные родители разделяются на четыре (соответственно учебным четвертям) «Творческие группы» по 5-6 человек. Вариантов разделения может быть несколько:
1)       По списку.
2)       По жребию:
а) листочки четырёх цветов – группа жёлтых, синих, белых, зелёных;
б) геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники, овалы;
в) «мозаика» - выдаются части текста или изображения, и родители должны найти людей, у которых есть другие части этого текста или изображения.
3)       По желанию.
4)       Другие варианты (всё зависит от фантазии и творческого подхода педагога).
В начале каждой четверти проводится сбор родительского комитета и творческой группы, на котором родители озвучивают свои мысли, идеи, предложения по поводу организации и проведению классных дел: праздников, экскурсий, викторин, олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, тематических выставок, мастер-классов, социальных проектов, акций, и пр. Тем самым родители выстраивают план работы классного коллектива на четверть. Такая форма работы позволяет каждому родителю принять посильное участие в жизни класса, примерить на себя разные роли: исполнителя-ведущего, хозяйственного организатора, сценариста, художественного оформителя и многих других.

Примерное планирование работы «Творческих групп». 1 класс

(Из опыта работы)

I четверть (сентябрь-октябрь)
·          Классное родительское собрание совместно с учащимися «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
·          Праздник в формате квеста «День рождения класса».
·          Экскурсия в Художественный музей.
II четверть (ноябрь-декабрь)
·          Экскурсия на фабрику мороженого «Ангария».
·          Маленькие и большие радости празднуем вместе. Праздник «Новогодний переполох».
III четверть (январь-март)
·          Звёзды рядом. Экскурсия в планетарий
·          Первоклассные олимпиадные игры «Мартофлёр» (празднование Дня защитника Отечества и Международного женского дня).
IV четверть (апрель-май)
·          Мы помним, мы гордимся. Экскурсия в Музей Победы.
·          Совместный творческий отчёт «Вот и стали мы на год взрослей».
·          Праздник по окончанию учебного года в формате квеста «В поисках дружбы».
В представленном примерном плане отражены конкретно те мероприятия, которые предлагались и полностью реализовывались именно творческими группами родителей. За каждым таким мероприятием стоит тщательная и кропотливая работа каждого участника: написание сценариев, распределение ролей, репетиции, создание атрибутов и костюмов, записывание фонограмм, подготовка декораций и т.д. А ведь помимо представленных мероприятий каждый месяц насыщен школьными, муниципальными, региональными событиями, от которых родители не остаются в стороне, а берут на себя функции помощников и координаторов.
На следующий учебный год «Творческие группы» смещаются по четвертям. Если в 1-ом классе работа выстраивалась по схеме: 1 группа – I четверть, 2 группа – II четверть, 3 группа – III четверть, 4 группа – IV четверть, то уже во 2-ом классе: 4 группа - I четверть, 1 группа – II четверть, 2 группа – III четверть, 3 группа – IV четверть. В следующем году – снова смещение и т.д. Таким образом, за четыре года обучения в начальной школе, каждая «Творческая группа» проходит «полный цикл» по четвертям. Это сделано для того, чтобы каждый родитель смог прочувствовать всю полноту и насыщенность школьной жизни собственного ребёнка, смог увидеть все грани работы классного коллектива, смог проявить свои скрытые таланты и способности. Да, даже в зрелом возрасте родители с удивлением и удовольствием погружаются в мир детства и проявляют когда забытые, «оставленные» в школьном возрасте умения прекрасного оратора или артиста, исследователя или организатора, художника-оформителя или поэта.
Данная форма работы сплачивает родительский и детский коллектив, помогает родителям сконцентрировать внимание на детях, увидеть собственного ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания, позволяет создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Библиографический список

1.       Дереклеева, Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005, 256 с.
2.       Закон РФ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Законы Российской Федерации. Систематическое собрание действующего законодательства. URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/?yclid=4356142367780396684 (дата обращения: 30.07.2019)
3.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017, 53 с. – (Стандарты второго поколения).
2019