НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Касимова Т. А. Сотворчество в детском коллективе как первая ступень наставничества при развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием STEM-оборудования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


       Что же такое наставничество?
       Мы знаем, что Наставничество — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
 А Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Что же касается наставляемого, то в процессе взаимодействия он решает поставленные перед собой задачи, получает интересующий его опыт и стремится к взаимодействию для обогащения знаний.
В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.
В основе любого наставничества лежат взаимоотношения нескольких человек. В нашем случаи взаимодействие детей. Детское наставничество решает те же задачи, что и взрослое, лишь формы у детей не настолько разнообразны. Из пяти основных форм, дети взаимодействуют как «ученик -ученик». Эта форма предполагает взаимодействие воспитанников одной образовательной организации, при котором один из детей обладает умениями и навыками выше своей возрастной нормы. Обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
 Отношения, в которых взаимодействуют дети, можно определить как партнёрские. Каждый из них обучая сверстника и сам получает новые знания и умения.
Лидер-наставник – это ребенок, обладающий сформированным комплексом личностных качеств: уверенность в себе, трудолюбие, коммуникабельность, толерантность, ответственность, лидер в группе, имеет более высокие достижения в творческой деятельности и т.д.
Хотя допускается что уровень умений может быть не слишком высоким, ведь в отличии от взрослого партнёрства, дети только накапливают свой опыт осваивая новое и процесс формирования способностей продолжается у всех участников процесса.
Детское наставничество очень интересно с точки зрения того, что материал, преподносимый ребенком, сверстники усваивают быстрее и легче.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых в весь процесс, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон и психологическое развитие всего коллектива. В процессе взаимодействия у детей формируются правильные межличностные отношения, дружеская поддержка и повышается самооценка при успешном результате.
Наш детский сад с 2016 по 2019 год являлся Краевой площадкой передового педагогического опыта по теме «Индивидуализация развития ребенка старшего дошкольного возраста через введение его в образовательную деятельность в качестве наставника» Вся работа проводимая нашими педагогами включала в себя три ступени и несколько этапов.
Первоначально - методом наблюдения педагоги выявляли у детей склонности к тем или иным видом деятельности. Отмечая в дневниках наблюдений сферы, где ребенок чувствует себя уверенно и что вызывает у него живой интерес. Это могли быть творческие виды деятельности, литературная область, техническое или математическое развитие. При это конечно развитее творческих способностей возможно в любом виде деятельности.
Вторым этапом педагоги, выявив сферы интереса ребенка, всеми возможными способами поощряли и побуждали его к дальнейшему развитию в этой области. Достигнув определенных успехов, дошкольник стремился поделится своими званиями и умениями со сверстниками. Это и есть первые искорки наставничества. Конечно, взаимодействие в этот период носит ситуативный и спонтанный характер. Но очень важно поощрять юных наставников в попытке поделиться своим опытом. С подачи педагога дети объединяются в группы «по интересам». Объединённые одной целью ребята стремятся к совместному сотворчеству и на этом этапе очень важно обогатить развивающую предметно пространственную среду так, чтобы она побуждала их к сотворчеству.
В 2017 году нашему саду был присвоен статус инновационной площадки федерального значения по теме «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. При этом STEM гармонично вписывается во все образовательные области.
Модули STEM образования отлично подходят для развития не только творческих, технических способностей и интеллектуального развития, но и служат платформой для наставничества.
Третья ступень работа с родителями, анкетирование с целью выявление интересов ребенка вне детского сада и беседа с родителями для корректировки и организации деятельности ребенка в свободное время.
Педагоги и родители стремятся поддержать дошкольника в его интересе и создать условия для всестороннего и индивидуального роста и развития. В этом случаи на помощь приходят и кружки дополнительного образования, организуемые детским садом. В них педагоги углубляют знания детей в тои или иной области. В нашем детском саду созданы разнонаправленные кружки. Это и мультстудия со STEM модулем «Я ТВОРЮ МИР» и кружок «Робототехники», кружок «Юные художники» «Интеллектуальная карусель» танцевальный кружок, «Шахматы» и английский язык. 
В кружках под чутким руководством педагога дети начинают активно взаимодействовать в коллективном творчестве.
Через некоторое время мы имеем возможность проследить дошкольника в его развитии. Оценить его личностный рост. Хотя, накопив определенный опыт, гибкий и ищущий мозг ребенка нуждается в новых знаниях, и педагоги предоставляют им возможность реализовать свои потребности и удовлетворить интересы. На этот случай в нашем детском саду есть дни сотворчества «Мы вместе». В такие дни дети одного кружка становятся наставниками для детей из другого кружка. Наши воспитанники успешно осуществляют передачу приобретённого опыта от одного ребенка к другому, соединяя театрализацию и мультипликацию, робототехнику и мультипликацию, английский язык и мультипликацию, робототехнику и английский язык и т.п.  
Бесспорно детское наставничество — это эффективный способ взаимодействие в детском коллективе. Основанный на детской инициативе. Позволяющий сформировать и скорректировать нравственные качество, межличностные и коммуникативные отношения. Воспитывать будущих лидеров и коллектив способный принимать совместные решения в творческом или интеллектуальном процессе. Дети участвующие в таких формах работы вырастут в полноценных личностей способных поделиться своей точкой зрения и своими мыслями, не боясь осуждения или неодобрения. Личностей готовых к сотрудничеству и сотворчеству в достижении поставленной цели, что и является актуальным для нашего общества на сегодняшний день.
Источники.
1. https://dpo-ilm.ru/laboratory-news/1003201
2. https://gymnasium441.ru/vospitatelnaya-deyatelnost/nastavnichestvo
3. http://www.obrasovanie.edusite.ru/p375aa1.html
2022