Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf
Правовая компетентность педагога как предмет научного анализа
В теоретических исследованиях, посвященных изучению правовой компетентности педагогов немало дискуссионных проблем. Это проблемы, в первую очередь, определяющие философскую, педагогическую и юридическую природу правовой культуры педагога, характер ее формирования и совершенствования, объективность ее оценки и составляющие характеристики.
Понятие «правовая компетентность педагога» является достаточно глубоким по своему содержанию. Это уникальное явление современного общества, объединяющие правовые и образовательные аспекты: правоотношения, правосознание, правоспособность, правосубъектность. Данное понятие является показателем правовой культуры всего общества, определяет степень юридической зрелости общества, его культурно-правовую целостность и цивилизованность.
Феномен правовой компетентности педагогического работника активно обсуждается в юридической, педагогической, философской, социологической литературе. Для определения смыслового поля понятия «правовая компетентность педагога» необходимо рассмотреть его с позиций научного анализа и определить подходы к изучению понятия «правовая компетенция», «правовая культура».
Современная отечественная научная литература рассматривает правовую компетентность с позиций пяти основных методологических подходов: аксиологического, деятельностного, социологического, информационно- семиотического и системного.
Среди сторонников аксиологического подхода имеет место убеждение о первичной природе материальных и духовных ценностной составляющей в поле правовой компетентности современного педагогического работника, определяющих правовое сознание и поведение в юридически значимых ситуациях. К основным элементам правовой компентентности они относят правосознание, юридическую науку, правовую деятельность, юридические акты и соответствующие материальные предметы [10].
С.С. Алексеев, доктор юридических наук, в частности, определяет правовую компетентстность в аксиологическом аспекте как качественное состояние правовой жизни общества и государства, высокий уровень правотворчества, и правоприменения, правосознания личности, а также взаимной ответственности государства и личности, совершенствования права как важнейшей государственной ценности [2].
Таким образом, необходимо отметить, что в рамках аксиологического подхода правовая компетентность педагога определяется как совокупность правовых убеждений, идей и ценностей педагогического работника, которыми он руководствуется в правовых ситуациях, а также, являясь агентом правовой социализации детей и молодежи.
Деятельностный подход к изучению правовой компетентности заключается в понимании ее, прежде всего, как результатов и способов правовой деятельности человека. Н.Л. Гранат и В.В. Панасюк в основе правовой культуры выделяют образ мышления, нормы и стандарты поведения личности, а также особенности личностного менталитета [4].
Н.С. Злобин, российский философ и культуролог, доктор философских наук, определяет правовую комнетентность как социально-значимую творческую деятельность человека, предполагающую освоение уже накопленного человечеством результатов правотворчества и превращение его в единое правовое наследие человечества [6].
Е.В. Аграновская, в своем диссертационном исследовании на соискание степени кандидата юридических наук, отмечает, что правовая компетентность есть элемент общей культуры человечества и представляет собой специфическую деятельность людей: способы правовой регуляции общественных отношений, характер правового влияния субъектов права на поведение и деятельность людей [1].
Таким образом, сторонники деятельностного подхода отмечают правовую компетентность просто как деятельность человека, но подчеркивают именно творческий характер этой деятельности. Отмечается, что человечество в рамках правовой культуры не просто изучает и применяет в своей деятельности опыт человечества, но и выступает новатором в системе права, является создателем новых правовых ценностей и норм.
С точки зрения деятельностного подхода, правовая компетентность педагога выступает как правовая педагогическая деятельность. Она имеет свои ограничения, ведь педагог не является субъектом правотворчества, а лишь выступает носителем правовой компетенции, агентом правовой социализации молодежи.
Таким образом, для понимания дефиниции «правовая компетентность педагога» целесообразно применять деятельностный подход как один из важнейших аспектов характеристики правовой культуры.
В рамках социологического подхода к пониманию правовой компетентности она рассматривается как социальное явление.
Анализ публикаций отечественных исследователей позволяет сделать вывод, что в современной научной литературе сложилось дискуссионное отношение к пониманию места правой компетентности в социологии права: научные направление в области юриспруденции считают правую компетеность юридическим понятием (С.В. Боботов, Ю.И. Гревцов, В.П. Лапаева, В.М. Сырых, В.А. Туманов), социологические исследования подчеркивают социологический научный характер правовой компетентности (В.А. Глазырин, В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, Э.В. Тадевосян), часть исследователей отстаивают междисциплинарный характер правовой компетентности (В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук) [3].
Н.С. Злобин, доктор юридических наук, рассматривает правовую компетентность как состояние правовой жизни общества, выражающееся в развитости правовых норм в обществе, уровня правосознания граждан, типов правового поведения элиты, а также в степени взаимных прав и свобод, которое общество и государство способны предоставить друг другу [6].
В.В. Лазарев, доктор философских наук, постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации, включает в понятие правовой компетентности нормативно-правовые акты, правовую и правоприменительную деятельность, уровень правосознания личности, отмечая, что правовая культура, в первую очередь является качественным состоянием правовой жизни общества [8].
Анализируя правовую культуру в данном контексте, В.Н. Гуляхин, доктор юридических наук, подчеркивает поведенческий и аксиологический аспекты, который отражает проявления психики педагога, поведенческий аспект включает организацию действий педагога по распространению позитивных правовых установок, аксиологический аспект является оценочным показателем уровня развития правовой компетентности педагога[5].
В рамках информационно-семиотического подхода правовая компетентность понимается как «правовая информация (совокупность регулятивов, ценностей и знаний в области правовой действительности), которая накапливается и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем» [7]. Сторонники данного подхода юристы Е.В. Клейменова и К.А. Моралева отмечают, что результаты правовой деятельности людей, воплощены в роли знаков и символов, несущих в себе правовую информацию. Под знаком может пониматься текст, явление или событие общественной жизни, выступающий в роли носителя информации, смысла, значения и используемый в качестве хранителя информации. Такие знаки, объединившись в системы, образуют правовую компетнетность, которая и представляет собой совокупность знаковых систем в обществе. В качестве примера такого знака, способного сохранять и передавать информационные смыслы Е.В. Клейменова и К.А. Моралева называют текст Конституции РФ, где содержаться положения об основах государственного строя, разделении властей и другие [9].
Таким образом, данный подход отличается узостью в оценке такого многоаспектного и сложного явления, как правовая компетентность. Правовая информация является лишь частью правовой компенетности, которая также включает такие важные характеристики психики человека, как правосознание, правоспособность, регуляторы правового поведения, и многие другие, лежащие за границами информационного правового поля.
Системный подход к изучению правовой компетентности представлен в исследованиях В.И. Каминской и А.Р. Ратинова. Под правовой компетентности они понимают систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к как сфере действия права, так и к их отражению в сознании и поведении людей [11]. В системе правовой компетности авторы выделяют такие ее компоненты, как право, определяемый как система норм, правоотношения, как система общественных отношений, регулируемых правом, правовые учреждения как систему правовых организаций, обеспечивающих исполнение права и правовой контроль, правосознание, как отражение правовой действительности в сознании человека и правовое поведение, которое может носить как правомерный, так и противоправный характер.
В контексте данного подхода правовая компетентность педагога не выступает как специфический элемент правовой системы, а изучается в совокупности с другими компонентами.
Таким образом, анализируя пять основных подходов к пониманию правовой компенетности педагога, можно сделать вывод, что она представляет собой духовную и материальную систему правовой жизни педагога, обеспечивающая эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативно-правовых документов для решения профессиональных задач.
Список используемой литературы:
1. Аграновская, Е.В Правовая культура и обеспечение прав личности/ Е.В. Аграновская. - М., 1988. - С. 18-19
2. Алексеев А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Вып. 1. - 2013. - с 115-119.
3. Бобылева Я. В., Борисова С. В., Гриценко Л. А. Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 452-454.
4. Гранат Н.Л., Панасюк В.В. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 1998. – № 11/12. – С. 2-8.
5. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // NB: Вопросы права и политики. — 2013. - № 4. - С.135-158.
6. Злобин Н. С. Проблемы теории культуры. / Н.С. Злобин- М.: Наука, 1977. - С. 35.
7. Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию проблем профессионализма педагога//Сибирский педагогический журнал, 2016 - №4.
8. Лазарев В. В. Общая теория права и государства./ В.В. Лазарев- М., 2016. С. 251-254.
9. Синюкова Т. В. Правовая культура. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 2015.
10. Халем Ф. Историко-правовые аспекты проблемы Восток – Запад // Вопр. философии. – 2002. – № 7. – С. 26-51.
11. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. С. 210–211. 81