Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования. Задачи: 1. Расширять представления о разнообразии водных ресурсов планеты Земля (родник, ручей, река, море, океан). 2. Развивать исследовательские умения, познавательный интерес, любознательность и наблюдательность, мыслительную активность у детей. 3. Развивать речь детей: добиваться ответов на поставленные вопросы, обогащать словарный запас детей. 4. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли и окружающему миру. Оборудование: рюкзак, сочок, магнит, ватный диск, бинт, 2 стакана, 2 воронки, игра «Сортировка мусора», мультимедийный проектор, презентация «Водные ресурсы Земли». Предварительная работа: просмотр мультфильма «Беги, ручеек!», рассматривание и чтение энциклопедий о воде, опыты «Вода -растворитель» и «Фильтрация воды»
Ход НОД
Сюрпризный момент: воспитатель вносит посылку Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, нам почтальон принес посылку. Хотите узнать, что в ней? (ответы детей) Воспитатель открывает посылку и достает письмо, на котором изображен кит Воспитатель: - вот письмо! От кого оно? давайте посмотрим на обратный адрес. (дети: от кита) А кто будет читать? Вы умеете читать? А кого попросим? (ответы детей) Вы хотите, чтобы я прочитала? Ну хорошо! «Дорогие, ребята, помогите, пожалуйста! В моем океане случилась беда: пропали животные и вода стала очень грязной! Помогите, пожалуйста, очистить воду и вернуть обитателей морей и океанов домой! Почтой я отправил вам образец воды и рюкзак-помогатор, может он вам пригодится!» Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем Киту справиться с бедой? (ответы детей) Воспитатель достает образец воды Воспитатель:- Посмотрите, ребята, какая грязная вода в океане! Разве можно жить в такой воде?! Как вы думаете, почему она такая? (предположения детей) Воспитатель:- Ребята, вы смотрели мультфильм «Беги, ручеек!»? А давайте вспомним, что из себя представляет ручеек? Демонстрация презентации Ручеек - это небольшой поток воды. В мультфильме мы видели, как из глубины земли бил ключом родник с чистой и холодной водой. Бежал ручеек, бежал, собирая на пути веточки деревьев, сухую траву и встретился ещё с одним, вторым таким же ручейком, образовав что - реку! А на берегу рек отдыхают люди и забывают за собой убирать мусор. Какой мусор может попасть в воду? (предположения детей) Воспитатель: - Давайте, я вылью воду, которую прислал нам. Вот это да! Действительно вода грязная вода, непригодная к существованию. Вот у меня есть разный мусор, сейчас я его брошу в воду. Вот так люди засоряют воду рек. А тем временем бежит река и впадает, соединяется с морем. А кто из вас знает, какая по вкусу вода в море? (предположения детей) Воспитатель: - Да, в море соленая вода, оно может быть спокойным, а может и штормить. А во время шторма морские волны собирают мусор со своих берегов и несут в большой океан. Воспитатель: - Ребята, теперь вы знаете, как мусор появился в океане - доме кита? А вы не забыли о его просьбе? (ответы детей) Воспитатель: - А как же нам очистить воду от мусора? Ребята, обратите внимание, а может нам пригодятся предметы, которые прислал Кит? Интересно, как они нам помогут? Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на поверхности воды плавает мусор, скажите, почему он не тонет? как нам его убрать? Что нам поможет, какой инструмент? (предположения детей - сочок) Воспитатель: - А кто нам поможет справиться с этой проблемой и очистит воду от легкого мусора? Мусор легкий, давайте договоримся, что с этим девочкам легко справиться! Кто будет? (дети предлагают кандидатуру) Ребенок очищает воду от мусора, плавающего на поверхности воды Воспитатель: - Ребята, посмотрите, здесь есть мусор, который лежит на дне. Почему он утонул? А что это за предметы? Как мы можем достать железный мусор со дна, какой предмет нам поможет? (предположения детей - магнит) Воспитатель: - Кому мы поручим выловить магнитом тяжелые предметы? Ну давайте, мальчики будут у нас силачами и справятся с этой нелегкой работой! (дети предлагают кандидатуру) Ребенок очищает воду от мусора, находящегося на дне воды Воспитатель: - Ну что ребята, стала вода чище? Могут в такой воде жить обитатели морей и океанов? (Ответы детей) Воспитатель: - А как же нам ее очистить? (предположения детей) У нас остались вот какие предметы: ватный диск, фильтр, баночка. Как же нам их использовать, кто знает? (Ответы детей) Воспитатель: - Тот, кто знает, он и очистит воду от мелкого мусора. Ребята, старайтесь работать опрятно, аккуратно, соблюдая правила безопасности во время опытов и экспериментов! Дети очищают воду от мелкого мусора Воспитатель: - Ну как, ребята, стала вода чище? Какой способ очистил воду лучше? Как вы думаете, в такую воду могут вернуться и жить обитатели морей и океанов? (ответы детей) Воспитатель: -ребята, мы хорошо потрудились! А давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку, которая так и называется «Море» (ответы детей) Выходите и становитесь в круг Физкультминутка «Море» Море очень широко (руки в стороны) Море очень глубоко (присесть) Рыбки там живут, друзья! (сложив ладошки, выполнять волнообразные движения) А вот воду пить – нельзя! (погрозить указательным пальцем) Воспитатель: - Ну вот, мы немного отдохнули и можем дальше работать. Воспитатель: - Ребята, мы очистили небольшое количество воды разными способами. А вот посмотрите на фотографии засоренных морей и океанов, к чему приводят безответственные поступки людей! (фото презентации) Как очистить огромное количество воды от плавающих бутылок, пакетов? Воспитатель: - Вот посмотрите на картинке, как людям приходится убирать мусор из воды! (демонстрация презентации) А как очистить грязную мусорную воду? (предположения детей) Вот посмотрите, это очистные сооружения, которые ставят для очистки сточных вод. (демонстрация презентации) Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием! А кто же все таки виноват, что мусор попал из реки в море, океан? А как же нам убедить людей, чтобы они не мусорили? (предположения детей) Воспитатель: - Ребята, существуют условные знаки, вот посмотрите! Кто мне скажет, красным цветом обозначают разрешающие или запрещающие знаки? (ответы детей) А что они обозначают, как вы думаете? (предположения детей) А где их лучше установить? И тогда вода морей и океанов очиститься от мусора, все жители морей и океанов обязательно вернуться домой! Правда, ребята? Воспитатель: - Слышали вы о сортировке мусора по отдельным контейнерам: стекло, пластик, бумага, пищевые отходы? У меня есть такая игра, давайте внимательно рассмотрим картинки и отсортируем мусор по контейнерам? Если возникнут вопросы, сомнения, я с радостью вам помогу! Дети подходят к столу и играют в игру «Сортировка мусора» Воспитатель: - Ребята, вам понравилось занятие? Кому мы помогали? А что надо делать людям с мусором, чтобы он не попал в реку, а затем и океан?