Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребёнка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, мы пришли к выводу, что необходимо:
· повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
· увеличить объем двигательной активности детей;
· поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение;
· побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
Все перечисленные задачи можно решать на физкультурных занятиях с применением нетрадиционного оборудования.
Использование термина «нетрадиционное оборудование» на физкультурных НОД в данном случае предполагает отличие от классического оборудования, внесение некоторых изменений в традиционное оборудование, оставив неизменным главное:
· на каждом НОД должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;
· обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
· содержание и методика проведения НОД способствует достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Наши пособия соответствуют требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаются санитарной обработке, обеспечивают безопасность детей во время проведения занятий и игр.
Использование такого оборудования позволяет:
· повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
· развивать у детей наблюдательность, воображение, зрительную память;
· способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Виды нестандартного оборудования
Дорожка из обручей
Обручи нужны небольшие (диаметром 50-60 см). Вверху и внизу делаются отверстия, через которые можно продеть две веревки. При необходимости вся конструкция легко разбирается. Крепления делаются на разных уровнях (на уровне роста ребенка - для метания, на уровне пола - для пролезания и т.д.).Упражнения с дорожкой из обручей
· Метание разными способами в обручи.· Пролезание через обручи змейкой.
· Метание парами: бросать мяч через обруч другому ребенку.
· Метание в вертикальную дорожку из обручей. Нужно перебросить мячи по очереди через каждый обруч. Мячи ловит другой ребенок.
· Вертикальную дорожку из обручей положить на две скамейки и перешагивать через обручи.
Бруски из поролона
Поролон обшивается мягким дерматином (лучше гладким - он хорошо скользит) или плотной тканью, или клеёнкой (и мыть удобно). Высота поролона не менее 5 см, ширина 30-50 см.Упражнения с брусками из поролона
· Поставить ноги на два бруска и передвигаться скользящим шагом, как на лыжах.· Продев веревки через боковые отверстия брусков и держа их в руках, идти как на ходулях.
· Продев ногу под резинку или широкую ленту передвигаться, скользя или высоко поднимая ноги, шлепая по полу, как на снегоступах.
· Попасть в бруски мячами. Бруски могут помещаться на уровне пола или выше.
· Метание бруска из разных положений двумя руками: лежа; сидя из-за головы; стоя спиной; спиной же, но между ног. Можно соревноваться: кто бросит дальше.
· Метание со стопы: положить на ногу, затем броском отправить брусок либо через веревку, либо другому ребенку в руки.
· Передача бруска через голову, между ног, сбоку в эстафете, стоя в колоне.
· Прыжки или бег с зажатыми между ног брусками (одним или несколькими). Можно соревноваться: кто больше перенесет.
· Большой теннис с брусками. Одна группа детей бросает мячи (лучше бумажные, тряпичные), другая отбивает их брусками, держа брусок двумя руками сбоку, как ракетку.
· Перепрыгивать башню из брусков прямо или боком.
· Пронести на голове брусок шагом или бегом.
· Идти по брускам приставным шагом. То же в быстром темпе, бегом.
· Идти по двум дорожкам из брусков или перешагивать их, широко расставляя ноги.
· Прыжки прямо и боком через бруски.
· Перешагивать через бруски (прямо, правым, левым боком, с разным положением рук).
· Ходьба и бег между брусками змейкой.
· Пройти на четвереньках по дорожке из брусков.
· Опираясь на руки, прыжком переносить обе ноги через брусок или ставить их точно на брусок.
Метание, лазание, упражнения с элементами хоккея и тенниса
· Упражнения на равновесие: удерживать брусок из поролона на голове при ходьбе.· Удерживать брусок на внешней стороне стопы согнутой ноги.
· Стопой подбросить брусок и поймать руками.
· Хождение по скамейке или доске, удерживая брусок на голове; спрыгивать на небольшой поролоновый мат, стараясь приземлиться в заданное место.
· Метание. Бруски прикреплены к веревке так, чтобы они касались пола: прокатывать мячи руками из положений сидя, лежа, стоя; прокатывать мячи ногами с попаданием в брусок; прокатывать мячи ногами в «воротца». Веревка с брусками поднята на высоту, удобную для метания: метать мячи из разных положений разными способами в бруски.
· Элементы хоккея: прокатывать клюшкой шайбу или мяч в «воротца» из брусков, опущенных до пола; клюшкой ударить по шайбе или мячу и попасть в брусок; попасть клюшкой помычу, подвешенному на веревке и касающемуся пола.
· Элементы тенниса: отбивать ракеткой снизу и сбоку мячики, прикрепленные на веревке на некотором расстоянии друг от друга. Мычи должны висеть на высоте, удобной для ребенка.
Упражнения с дорожкой из обручей
· Пролезание через обручи змейкой. Это упражнение также может быть с использованием обручей разных размеров.· Метание парами: бросать мяч через обруч другому ребенку.
· Метание в вертикальную дорожку из обручей. Нужно перебросить мячи по очереди через каждый обруч. Мячи ловит другой ребенок.
· Вертикальную дорожку из обручей положить на две скамейки и перешагивать через обручи.
Занятия с брусками в парах
· И.п.: стоя спиной друг к другу, бруски внизу. Поднять руки вверх, прогнуться так, чтобы бруски соприкоснулись. Вернуться в и.п.· И.п.: стоя лицом друг к другу, бруски перед грудью. Согнув одну ногу, сделать ею шаг вперед и коснуться бруском бруска другого ребенка. Вернуться в и.п.
· Один ребенок держит брусок перед собой в вытянутых руках, выставив вперед согнутую ногу. Другой, стоя лицом, поднимает ногу, имитируя удар ногой в брусок. Коснувшись бруска, он меняет ногу. Затем дети меняются ролями.
· Стоя на некотором расстоянии, перебрасывать друг другу брусок снизу.
· Взять брусок обеими руками за край, широко расставить ноги, наклониться и перебросить брусок ребенку, стоящему сзади. Затем дети меняются ролями.
· Один ребенок кладет брусок на стопу согнутой в колене ноги и перебрасывает его другому ребенку. Затем дети меняются ролями.
· И.п.: лежа на спине, соприкасаясь стопами, брусок в вытянутых руках одного ребенка. Сесть, передать брусок другому ребенку, вернуться в и.п.
· Дети соприкасаются стопами, один сидит, другой лежит и держит брусок в вытянутых руках. Нужно бросить брусок из положения лежа в руки сидящему ребенку. Затем меняются ролями.
· И.п.: стоя, брусок держать перед собой. Бег на месте с высоким подниманием колен, доставая коленом брусок.
· Стоя одной ногой на бруске, другую передвигать, подпрыгивая, по кругу, слегка привставая на носок. Повторить в другую сторону.
«Сказочные пенечки» - используются при ходьбе «змейкой», в ходьбе и беге между предметами. Можно использовать как ориентиры при проведении игровых упражнений и эстафет: «Кто быстрее до предмета», «Не задень предмет», «Перенеси предмет», «Эстафета с предметами» и др.
Игра «Твистер» - игра которая завязывает тебя в узел. Игра развивает чувство равновесия, ловкости, координацию движений, воображение.
«Тоннель» - с помощью двух обручей и куска ткани получается таинственный тоннель. Чтобы проползти по нему, требуется ловкость и смелость.
«Накорми птенцов!» - метание колец - старинный способ развития глазомера и ловкости рук.
«Подушки-препятствия» - оригинальные подушки, по которым можно передвигаться, удерживая равновесие, перепрыгивать, переползать.
«Лабиринт» - лабиринт сделан из поролоновых брусков. Ходьба по полосе, не оступаясь, развивает координацию. Особенно сложно пройти лабиринт, глядя не под ноги, а в зеркало, которое ребенок держит сбоку или перед собой.
«Гимнастический каток» - простое пособие из колес от машин - расширяет арсенал физкультурных упражнений для воздействия на различные группы мышц, развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки и зрительных функций.
«Носовые платочки», «Ребристая доска», «Следочки», «Искусственная тропа здоровья» - укрепляют мышечно-связочный аппарат стоп и голени; развивают у детей физические и волевые качества; учат детей переносить изменения окружающей среды.
Библиографический список
1. З.И. Береснева, Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Береснева З.И. - М.: Творческий центр. - 2008.2. О.М. Литвинова, Физкультурные занятия в детском саду / Литвинова О.М. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2010.
3. Е.И. Подольская, Необычные физкультурные занятия для дошкольников / Подольская Е.И. - Волгоград: Учитель. - 2010.
4. А.П. Щербак, Тематические физкультурные занятия и праздники / Щербак А.П. - М.: Владос. - 1994.
e-mail: olya24082002@yandex.ru тел.: 89158873203