Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Тёлкина В.М. Использование нестандартного оборудования при организации воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребёнка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, мы пришли к выводу, что необходимо:
·                    повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
·                    увеличить объем двигательной активности детей;
·                    поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение;
·                    побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
Все перечисленные задачи можно решать на физкультурных занятиях с применением нетрадиционного оборудования.
Использование термина «нетрадиционное оборудование» на физкультурных НОД в данном случае предполагает отличие от классического оборудования, внесение некоторых изменений в традиционное оборудование, оставив неизменным главное:
·                    на каждом НОД должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;
·                    обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
·                    содержание и методика проведения НОД способствует достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Наши пособия соответствуют требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаются санитарной обработке, обеспечивают безопасность детей во время проведения занятий и игр.
Использование такого оборудования позволяет:
·                    повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
·                    развивать у детей наблюдательность, воображение, зрительную память;
·                    способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Виды нестандартного оборудования

Дорожка из обручей

Обручи нужны небольшие (диаметром 50-60 см). Вверху и внизу делаются отверстия, через которые можно продеть две веревки. При необходимости вся конструкция легко разбирается. Крепления делаются на разных уровнях (на уровне роста ребенка - для метания, на уровне пола - для пролезания и т.д.).

Упражнения с дорожкой из обручей

·                    Метание разными способами в обручи.
·                    Пролезание через обручи змейкой.
·                    Метание парами: бросать мяч через обруч другому ребенку.
·                    Метание в вертикальную дорожку из обручей. Нужно перебросить мячи по очереди через каждый обруч. Мячи ловит другой ребенок.
·                    Вертикальную дорожку из обручей положить на две скамейки и перешагивать через обручи.

Бруски из поролона

Поролон обшивается мягким дерматином (лучше гладким - он хорошо скользит) или плотной тканью, или клеёнкой (и мыть удобно). Высота поролона не менее 5 см, ширина 30-50 см.

Упражнения с брусками из поролона

·                    Поставить ноги на два бруска и передвигаться скользящим шагом, как на лыжах.
·                    Продев веревки через боковые отверстия брусков и держа их в руках, идти как на ходулях.
·                    Продев ногу под резинку или широкую ленту передвигаться, скользя или высоко поднимая ноги, шлепая по полу, как на снегоступах.
·                    Попасть в бруски мячами. Бруски могут помещаться на уровне пола или выше.
·                    Метание бруска из разных положений двумя руками: лежа; сидя из-за головы; стоя спиной; спиной же, но между ног. Можно соревноваться: кто бросит дальше.
·                    Метание со стопы: положить на ногу, затем броском отправить брусок либо через веревку, либо другому ребенку в руки.
·                    Передача бруска через голову, между ног, сбоку в эстафете, стоя в колоне.
·                    Прыжки или бег с зажатыми между ног брусками (одним или несколькими). Можно соревноваться: кто больше перенесет.
·                    Большой теннис с брусками. Одна группа детей бросает мячи (лучше бумажные, тряпичные), другая отбивает их брусками, держа брусок двумя руками сбоку, как ракетку.
·                    Перепрыгивать башню из брусков прямо или боком.
·                    Пронести на голове брусок шагом или бегом.
·                    Идти по брускам приставным шагом. То же в быстром темпе, бегом.
·                    Идти по двум дорожкам из брусков или перешагивать их, широко расставляя ноги.
·                    Прыжки прямо и боком через бруски.
·                    Перешагивать через бруски (прямо, правым, левым боком, с разным положением рук).
·                    Ходьба и бег между брусками змейкой.
·                    Пройти на четвереньках по дорожке из брусков.
·                    Опираясь на руки, прыжком переносить обе ноги через брусок или ставить их точно на брусок.

Метание, лазание, упражнения с элементами хоккея и тенниса

·                    Упражнения на равновесие: удерживать брусок из поролона на голове при ходьбе.
·                    Удерживать брусок на внешней стороне стопы согнутой ноги.
·                    Стопой подбросить брусок и поймать руками.
·                    Хождение по скамейке или доске, удерживая брусок на голове; спрыгивать на небольшой поролоновый мат, стараясь приземлиться в заданное место.
·                    Метание. Бруски прикреплены к веревке так, чтобы они касались пола: прокатывать мячи руками из положений сидя, лежа, стоя; прокатывать мячи ногами с попаданием в брусок; прокатывать мячи ногами в «воротца». Веревка с брусками поднята на высоту, удобную для метания: метать мячи из разных положений разными способами в бруски.
·                    Элементы хоккея: прокатывать клюшкой шайбу или мяч в «воротца» из брусков, опущенных до пола; клюшкой ударить по шайбе или мячу и попасть в брусок; попасть клюшкой помычу, подвешенному на веревке и касающемуся пола.
·                    Элементы тенниса: отбивать ракеткой снизу и сбоку мячики, прикрепленные на веревке на некотором расстоянии друг от друга. Мычи должны висеть на высоте, удобной для ребенка.

Упражнения с дорожкой из обручей

·                    Пролезание через обручи змейкой. Это упражнение также может быть с использованием обручей разных размеров.
·                    Метание парами: бросать мяч через обруч другому ребенку.
·                    Метание в вертикальную дорожку из обручей. Нужно перебросить мячи по очереди через каждый обруч. Мячи ловит другой ребенок.
·                    Вертикальную дорожку из обручей положить на две скамейки и перешагивать через обручи.

Занятия с брусками в парах

·                    И.п.: стоя спиной друг к другу, бруски внизу. Поднять руки вверх, прогнуться так, чтобы бруски соприкоснулись. Вернуться в и.п.
·                    И.п.: стоя лицом друг к другу, бруски перед грудью. Согнув одну ногу, сделать ею шаг вперед и коснуться бруском бруска другого ребенка. Вернуться в и.п.
·                    Один ребенок держит брусок перед собой в вытянутых руках, выставив вперед согнутую ногу. Другой, стоя лицом, поднимает ногу, имитируя удар ногой в брусок. Коснувшись бруска, он меняет ногу. Затем дети меняются ролями.
·                    Стоя на некотором расстоянии, перебрасывать друг другу брусок снизу.
·                    Взять брусок обеими руками за край, широко расставить ноги, наклониться и перебросить брусок ребенку, стоящему сзади. Затем дети меняются ролями.
·                    Один ребенок кладет брусок на стопу согнутой в колене ноги и перебрасывает его другому ребенку. Затем дети меняются ролями.
·                    И.п.: лежа на спине, соприкасаясь стопами, брусок в вытянутых руках одного ребенка. Сесть, передать брусок другому ребенку, вернуться в и.п.
·                    Дети соприкасаются стопами, один сидит, другой лежит и держит брусок в вытянутых руках. Нужно бросить брусок из положения лежа в руки сидящему ребенку. Затем меняются ролями.
·                    И.п.: стоя, брусок держать перед собой. Бег на месте с высоким подниманием колен, доставая коленом брусок.
·                    Стоя одной ногой на бруске, другую передвигать, подпрыгивая, по кругу, слегка привставая на носок. Повторить в другую сторону.
«Сказочные пенечки» - используются при ходьбе «змейкой», в ходьбе и беге между предметами. Можно использовать как ориентиры при проведении игровых упражнений и эстафет: «Кто быстрее до предмета», «Не задень предмет», «Перенеси предмет», «Эстафета с предметами» и др.
Игра «Твистер» - игра которая завязывает тебя в узел. Игра развивает чувство равновесия, ловкости, координацию движений, воображение.
«Тоннель» - с помощью двух обручей и куска ткани получается таинственный тоннель. Чтобы проползти по нему, требуется ловкость и смелость.
«Накорми птенцов!» - метание колец - старинный способ развития глазомера и ловкости рук.
«Подушки-препятствия» - оригинальные подушки, по которым можно передвигаться, удерживая равновесие, перепрыгивать, переползать.
«Лабиринт» - лабиринт сделан из поролоновых брусков. Ходьба по полосе, не оступаясь, развивает координацию. Особенно сложно пройти лабиринт, глядя не под ноги, а в зеркало, которое ребенок держит сбоку или перед собой.
«Гимнастический каток» - простое пособие из колес от машин - расширяет арсенал физкультурных упражнений для воздействия на различные группы мышц, развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки и зрительных функций.
«Носовые платочки», «Ребристая доска», «Следочки», «Искусственная тропа здоровья» - укрепляют мышечно-связочный аппарат стоп и голени; развивают у детей физические и волевые качества; учат детей переносить изменения окружающей среды.

Библиографический список

1. З.И. Береснева, Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Береснева З.И. - М.: Творческий центр. - 2008.
2. О.М. Литвинова, Физкультурные занятия в детском саду / Литвинова О.М. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2010.
3. Е.И. Подольская, Необычные физкультурные занятия для дошкольников / Подольская Е.И. - Волгоград: Учитель. - 2010.
4. А.П. Щербак, Тематические физкультурные занятия и праздники / Щербак А.П. - М.: Владос. - 1994.

e-mail: olya24082002@yandex.ru тел.: 89158873203
2018