Библиографическое описание:
Городова О.Ю. Результаты практической реализации программы курса и рабочей тетради «Уроки Мудрого Мусоровичка» // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Актуальность
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Курс «Уроки Мудрого Мусоровичка» разработан в соответствии с ценностными ориентирами и современными тенденциями развития образования. Он основывается на Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики. В свою очередь, Концепция развивает основные положения государственной политики в области образования и воспитания, определённые Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании».
Одной из основных составляющих воспитания детей и учащейся молодёжи в Донецкой Народной Республике, является экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности.
Ведущее место в экологическом воспитании учащихся занимает содействие интенсивному расширению у них позитивного опыта решения экологических проблем, стимулирование экологических инициатив детей и подростков, участие в деятельности детских экологических организаций, акциях, экологически ориентированной творческой деятельности, содействие постижению эстетической ценности природы и потребности в общении с ней; развитию эмоционально-нравственного отношения к природе, осмыслению норм экологической этики. А один из принципов организации воспитательного процесса предполагает полноценное духовно-нравственное развитие обучающегося, путём создания условий, где перед ним открываются возможности для нравственного поступка.
Поставленные выше цели может в полном объёме реализовать программа курса «Уроки Мудрого Мусоровичка».
Содержание программы
Содержание программы позволяет привить учащимся первоначальные навыки раздельного сбора мусора и его сортировки, а также усвоить простейшие способы сокращения бытовых отходов, экономии и бережного использования энергоресурсов. Благодаря системным занятиям, у учащихся расширяются представления об окружающей среде, о необходимости и способах её сохранения.
Вместе с Петей Перепелкиным и Мудрым Мусоровичком дети смогут узнать много удивительных фактов о привычном мусоре, о раздельном сборе отходов и переработке, благодаря которой из отходов получаются новые вещи.
Игровые состязания и практические домашние задания позволят научить учащихся грамотно обращаться с отходами.
Занятия призваны способствовать вдохновению детей и их родителей к действиям по уменьшению мусорного следа в повседневной жизни. Одной из глобальных проблем нашего времени является чрезвычайное засорение планеты, во многом обусловленное увеличением количества бытовых отходов. В связи с этим вопрос утилизации отходов стоит очень остро. Особо актуальна эта тема и в нашем регионе.
Известно, что снижение количества бытовых отходов достигается путём сортировки и раздельного сбора мусора. В связи с этим особую значимость приобретает формирование нового сознания у подрастающего поколения. В период младшего школьного возраста происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем. Поэтому необходимо заострить внимание обучающихся на состоянии окружающей среды, причинах её загрязнения, а также побуждать к поиску реальных шагов, которые могут сделать дети для улучшения ситуации.
Занятия по тетради ведутся от имени условных персонажей. Принятая структура позволяет учителю на первых уроках познакомить детей с Мудрым Мусоровичком и его друзьями - мусорными баками, которые сопровождают весь курс занятий.
Программа занятий предполагает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребёнка. Этому способствует наличие познавательных, исследовательских и практических видов деятельности.
Чтение текстов и пассивное восприятие информации детьми во время занятий сводится к минимуму. Следовательно, использование метода моделирования на занятиях обосновывается не только лёгкостью усвоения учебного материала, но и раскрытием перспектив для саморазвития и практических действий со стороны ребёнка.
По области использования модели подразделяются на: учебные – используются в процессе обучения (наглядные пособия, разнообразные тренажёры, обучающие программы); опытные – уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта; научно-технические – используются для исследования процессов и явлений; игровые – репродуцируют поведение объекта в предлагаемых ситуациях; имитационные – с точностью отражают реальность.
(Практическая часть реализации программы представлена в презентации)
Вывод: Программа курса и рабочей тетради Уроки Мудрого Мусоровичка построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на приобретение собственного опыта. Содержание курса призвано показать возможности личных действий школьника, которые могут привести к сокращению бытовых отходов, снизить нагрузку на среду обитания, сохранить природу для себя и будущих поколений. Обучение через активные формы работы, практическую деятельность, постановку опытов, проведение элементарных видов исследовательских работ, акций, решение экологических проблем, самостоятельную деятельность обучающихся, способствует к побуждению осознанного применения полученных знаний и умений на практике в реальной жизни.
Вся информация по апробации курса «Уроки Мудрого Мусоровичка» содержится на сайте «Методический кабинет г. Горловка» во вкладке «Уроки Мудрого Мусоровичка»
http://green-landzk.ucoz.net/
Благодарю за внимание!
Городова О.Ю. Результаты практической реализации программы курса и рабочей тетради «Уроки Мудрого Мусоровичка» // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Актуальность
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Курс «Уроки Мудрого Мусоровичка» разработан в соответствии с ценностными ориентирами и современными тенденциями развития образования. Он основывается на Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики. В свою очередь, Концепция развивает основные положения государственной политики в области образования и воспитания, определённые Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании».
Одной из основных составляющих воспитания детей и учащейся молодёжи в Донецкой Народной Республике, является экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности.
Ведущее место в экологическом воспитании учащихся занимает содействие интенсивному расширению у них позитивного опыта решения экологических проблем, стимулирование экологических инициатив детей и подростков, участие в деятельности детских экологических организаций, акциях, экологически ориентированной творческой деятельности, содействие постижению эстетической ценности природы и потребности в общении с ней; развитию эмоционально-нравственного отношения к природе, осмыслению норм экологической этики. А один из принципов организации воспитательного процесса предполагает полноценное духовно-нравственное развитие обучающегося, путём создания условий, где перед ним открываются возможности для нравственного поступка.
Поставленные выше цели может в полном объёме реализовать программа курса «Уроки Мудрого Мусоровичка».
Содержание программы
Содержание программы позволяет привить учащимся первоначальные навыки раздельного сбора мусора и его сортировки, а также усвоить простейшие способы сокращения бытовых отходов, экономии и бережного использования энергоресурсов. Благодаря системным занятиям, у учащихся расширяются представления об окружающей среде, о необходимости и способах её сохранения.
Вместе с Петей Перепелкиным и Мудрым Мусоровичком дети смогут узнать много удивительных фактов о привычном мусоре, о раздельном сборе отходов и переработке, благодаря которой из отходов получаются новые вещи.
Игровые состязания и практические домашние задания позволят научить учащихся грамотно обращаться с отходами.
Занятия призваны способствовать вдохновению детей и их родителей к действиям по уменьшению мусорного следа в повседневной жизни. Одной из глобальных проблем нашего времени является чрезвычайное засорение планеты, во многом обусловленное увеличением количества бытовых отходов. В связи с этим вопрос утилизации отходов стоит очень остро. Особо актуальна эта тема и в нашем регионе.
Известно, что снижение количества бытовых отходов достигается путём сортировки и раздельного сбора мусора. В связи с этим особую значимость приобретает формирование нового сознания у подрастающего поколения. В период младшего школьного возраста происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем. Поэтому необходимо заострить внимание обучающихся на состоянии окружающей среды, причинах её загрязнения, а также побуждать к поиску реальных шагов, которые могут сделать дети для улучшения ситуации.
Занятия по тетради ведутся от имени условных персонажей. Принятая структура позволяет учителю на первых уроках познакомить детей с Мудрым Мусоровичком и его друзьями - мусорными баками, которые сопровождают весь курс занятий.
Программа занятий предполагает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребёнка. Этому способствует наличие познавательных, исследовательских и практических видов деятельности.
Чтение текстов и пассивное восприятие информации детьми во время занятий сводится к минимуму. Следовательно, использование метода моделирования на занятиях обосновывается не только лёгкостью усвоения учебного материала, но и раскрытием перспектив для саморазвития и практических действий со стороны ребёнка.
По области использования модели подразделяются на: учебные – используются в процессе обучения (наглядные пособия, разнообразные тренажёры, обучающие программы); опытные – уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта; научно-технические – используются для исследования процессов и явлений; игровые – репродуцируют поведение объекта в предлагаемых ситуациях; имитационные – с точностью отражают реальность.
(Практическая часть реализации программы представлена в презентации)
Вывод: Программа курса и рабочей тетради Уроки Мудрого Мусоровичка построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на приобретение собственного опыта. Содержание курса призвано показать возможности личных действий школьника, которые могут привести к сокращению бытовых отходов, снизить нагрузку на среду обитания, сохранить природу для себя и будущих поколений. Обучение через активные формы работы, практическую деятельность, постановку опытов, проведение элементарных видов исследовательских работ, акций, решение экологических проблем, самостоятельную деятельность обучающихся, способствует к побуждению осознанного применения полученных знаний и умений на практике в реальной жизни.
Вся информация по апробации курса «Уроки Мудрого Мусоровичка» содержится на сайте «Методический кабинет г. Горловка» во вкладке «Уроки Мудрого Мусоровичка»
http://green-landzk.ucoz.net/
Благодарю за внимание!