Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Романова Т.Н. Использование интеллект-карт на уроках музыки и искусства с одаренными детьми

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. Он всегда готов помочь организовать любое мероприятие и принять в нем участие. Задача учителя, прежде всего, постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания.
С реализацией ФГОС перед учителем встает проблема адаптации к новым условиям в обучении и воспитании. На уроках музыки я применяю метод создания интеллект - карт, что позволяет мне совместно с одарёнными детьми и остальными учащимися создавать мини-проекты, тем самым реализовывать главный принцип деятельностного подхода - создание учебной ситуации. Во время создания интеллект - карт, в основу которых положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена, на уроке возникает процесс активизации познавательной, интеллектуальной и творческой деятельности.
При составлении интеллект — карты на уроках музыки я выделяю три этапа работы:
-добыли (на этом этапе учащиеся добывают новые знания из различных источников и разными способами);
-оформили, (дети учатся преобразовывать информацию в форме интеллект - карты); На этом этапе одарённым детям можно предложить создать интеллект – карту на компьютере, что для них становиться особо интересным.
-выступили и запомнили. На этом этапе одарённые дети особенно активируются. (достаточно повторить интеллект-карту несколько раз, чтобы перевести учебную информацию в долговременную память).
Для учащихся законы построения интеллект - карты излагаю как правила оформления:
1. Чем больше лист, тем лучше. Минимальный формат — А 4. Лист необходимо расположить горизонтально.
2. В центре располагается образ всей проблемы, темы, области знания.
3. От центра исходят толстые основные ветви с подписями, которые далее делятся на более тонкие ветви, одним цветом.
4. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие, желательно печатными буквами.
Использовать разнообразную визуальную декорацию: форму, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, что позволит выработать свой собственный стиль в рисовании.
Метод интеллект - карт универсален и может быть применен на любом этапе урока. Он позволяет структурировать информацию в визуальной форме с целью активного её восприятия, эффективного запоминания и воспроизведения.
Цели применения интеллект - карт могут быть различными:
-передача знаний школьникам путём включения в образовательные ресурсы информационных полей, построенных на основе этого метода;
- прояснения сложного для понимания вопроса, понятия по предмету;
-запоминание и повторение основных положений теоретического материала;
-проведения самоконтроля знаний.
В качестве примера приведу уроки по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой и Е.Л.Критской. Составление интеллект - карты по теме «Образы романсов русских композиторов». 6 класс.
- подбор ключевых слов;
- рисование первой основной ветви, с разветвлениями более мелких ветвей;
- рисование следующих основных ветвей с разветвлениями;
- подбор ассоциаций к понятиям (рисунков, знаков, символов).
-анализ музыкального произведения с помощью преобразованной информации, отображенной на интеллект - карте. (Приложение №1)
Составление интеллект - карты по теме «Что роднит музыку с изобразительным искусством?». 5 класс.
Составление интеллект - карты по теме «Образы романсов русских композиторов». 6 класс.
Составление интеллект – карты по теме «Инструментальная музыка» 6 класс.
Составление интеллект - карты по теме «Что есть искусство?» 8 класс.
( Приложение №2)
Вывод:
На таких уроках мне удаётся обобщить свойства построения интеллект - карт и свойства эффективного урока, соответствующего требованиям ФГОС, такие как:
- демократичность, открытость и наглядность;
-привлекательность и самоопределение учащихся к выполнению той или иной образовательной деятельности;
- запоминание и осознание ребенком того, каким способом получен результат.
Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.
«Только эмоциональное пробуждение разума даёт положительные результаты в работе с детьми». В.А. Сухомлинский.
Приложение №1


Приложение №2

Библиографический список
1. Бьюзи Т. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с.
2. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
3. http://www.mindmap.ru
Сведения об авторах
Романова Татьяна Николаевна, e-mail romanovmts@mail.ru
2017