Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. Он всегда готов помочь организовать любое мероприятие и принять в нем участие. Задача учителя, прежде всего, постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. С реализацией ФГОС перед учителем встает проблема адаптации к новым условиям в обучении и воспитании. На уроках музыки я применяю метод создания интеллект - карт, что позволяет мне совместно с одарёнными детьми и остальными учащимися создавать мини-проекты, тем самым реализовывать главный принцип деятельностного подхода - создание учебной ситуации. Во время создания интеллект - карт, в основу которых положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена, на уроке возникает процесс активизации познавательной, интеллектуальной и творческой деятельности. При составлении интеллект — карты на уроках музыки я выделяю три этапа работы: -добыли (на этом этапе учащиеся добывают новые знания из различных источников и разными способами); -оформили, (дети учатся преобразовывать информацию в форме интеллект - карты); На этом этапе одарённым детям можно предложить создать интеллект – карту на компьютере, что для них становиться особо интересным. -выступили и запомнили. На этом этапе одарённые дети особенно активируются. (достаточно повторить интеллект-карту несколько раз, чтобы перевести учебную информацию в долговременную память). Для учащихся законы построения интеллект - карты излагаю как правила оформления: 1. Чем больше лист, тем лучше. Минимальный формат — А 4. Лист необходимо расположить горизонтально. 2. В центре располагается образ всей проблемы, темы, области знания. 3. От центра исходят толстые основные ветви с подписями, которые далее делятся на более тонкие ветви, одним цветом. 4. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие, желательно печатными буквами. Использовать разнообразную визуальную декорацию: форму, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, что позволит выработать свой собственный стиль в рисовании. Метод интеллект - карт универсален и может быть применен на любом этапе урока. Он позволяет структурировать информацию в визуальной форме с целью активного её восприятия, эффективного запоминания и воспроизведения. Цели применения интеллект - карт могут быть различными: -передача знаний школьникам путём включения в образовательные ресурсы информационных полей, построенных на основе этого метода; - прояснения сложного для понимания вопроса, понятия по предмету; -запоминание и повторение основных положений теоретического материала; -проведения самоконтроля знаний. В качестве примера приведу уроки по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой и Е.Л.Критской. Составление интеллект - карты по теме «Образы романсов русских композиторов». 6 класс. - подбор ключевых слов; - рисование первой основной ветви, с разветвлениями более мелких ветвей; - рисование следующих основных ветвей с разветвлениями; - подбор ассоциаций к понятиям (рисунков, знаков, символов). -анализ музыкального произведения с помощью преобразованной информации, отображенной на интеллект - карте. (Приложение №1) Составление интеллект - карты по теме «Что роднит музыку с изобразительным искусством?». 5 класс. Составление интеллект - карты по теме «Образы романсов русских композиторов». 6 класс. Составление интеллект – карты по теме «Инструментальная музыка» 6 класс. Составление интеллект - карты по теме «Что есть искусство?» 8 класс. ( Приложение №2) Вывод: На таких уроках мне удаётся обобщить свойства построения интеллект - карт и свойства эффективного урока, соответствующего требованиям ФГОС, такие как: - демократичность, открытость и наглядность; -привлекательность и самоопределение учащихся к выполнению той или иной образовательной деятельности; - запоминание и осознание ребенком того, каким способом получен результат. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. «Только эмоциональное пробуждение разума даёт положительные результаты в работе с детьми». В.А. Сухомлинский. Приложение №1
Приложение №2
Библиографический список 1. Бьюзи Т. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с. 2. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с. 3. http://www.mindmap.ru Сведения об авторах Романова Татьяна Николаевна, e-mail romanovmts@mail.ru