НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шихова М. Н. Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому разви- тию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования (моноти

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Цель: развитие творческих способностей детей посредством знакомства с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия».
Программное содержание:
Развивающие:
·          Развивать детское воображение, фантазию, творчество.
·          Вызвать интерес к пейзажной живописи, творчеству художника-пейзажиста.
Обучающие:
·          Обогащать знания детей о нетрадиционных техниках рисования.
·          Расширять знания детей о видах изобразительного творчества (пейзаж).
Воспитательные:
·          Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
·          Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Материал и оборудование: картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода», мультимедийная презентация, заранее затонированные альбомные листы, кисти, краски, баночки с водой, губки, салфетки, образцы работ «Весенний пейзаж», выполненные в технике «Монотипия».

Ход занятия:

Дети играют в различных тематических зонах по интересам. Воспитатель вносит в группу картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода», привлекает внимание детей. Картина пока закрыта плотной тканью.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с творчеством одного русского художника. Посмотрите - это его портрет.
Воспитатель демонстрирует портрет художника с помощью мультимедийной презентации.
Воспитатель: Знаете ли вы этого художника?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Воспитатель: На этом портрете изображен великий русский художник Исаак Ильич Левитан.
Воспитатель демонстрирует слайды с изображением портретов художника.
Воспитатель: Его еще называли художником-пейзажистом. Знаете почему? Что означает «пейзажист»? Что такое пейзаж?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Воспитатель: Пейзаж – это картина с изображением природы. А пейзажист – это художник, который рисует преимущественно природу. Исаак Ильич Левитан в своих работах как раз запечатлел красоту русской природы. Давайте рассмотрим одну из его картин.
Воспитатель демонстрирует слайды с изображениями пейзажных картин различных русских художников.
Педагог снимает ткань с принесенной картины и помещает пейзаж на мольберт перед детьми.
Воспитатель: Вчера я была на выставке картин и увидела вот эту работу И.И.Левитана. И так мне понравился этот пейзаж, что я решила, что вы тоже обязательно должны увидеть эту красоту!
Воспитатель дает детям время внимательно рассмотреть картину.
Воспитатель: Ребята, что изображено на картине? О чем она?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года художник изобразил на картине? Как вы это поняли?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Воспитатель: Как вы думаете, какое название дал художник этой картине?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Воспитатель: Эта картина называется «Весна. Большая вода». На ней изображена природа в апреле месяце, когда лед на водоемах тает, кругом разливается вода. Художник изобразил на картине рощу, затопленную водой. И в этой воде, как в зеркале, отражаются деревья.
Воспитатель: Посмотрите, какие краски использовал художник: нежные, теплые цвета. Как будто хотел передать радостное весеннее настроение, будто природа ликует и радуется весеннему пробуждению!
Дети делятся своими размышлениями и впечатлениями от картины.
Воспитатель: Давайте мы с вами сегодня тоже побудем художниками-пейзажистами и нарисуем свои картины с изображением природы! Я научу вас новой необычной технике рисования, которая называется «Монотипия». Монотипия - это рисование с помощью отпечатка. Но это отпечаток не каким-нибудь предметом (листом, яблоком, губкой и т.д.), а отпечаток нарисованного вами рисунка или его части. Но прежде чем мы займем свои рабочие места, давайте немного разомнемся.
Динамическая пауза «Весна пришла».
Солнце, солнце высоко (Поднялись на носочках, руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей. (Бег на месте)
Вы за ручейком бегите, (Бег по кругу)
Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу, высоко поднимая колени).
Воспитатель с детьми садятся за столы, на которых уже лежат затонированные листы, основа для детских работ.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать деревья, которые растут вдоль пруда и смотрятся в него, как в зеркало, отражаясь в воде.
Педагог может поместить на доску уже готовые работы для наглядного образца, рассмотреть их с детьми.
Воспитатель: Посмотрите, лист бумаги как будто разделен на две части. Как вы думаете, что будет расположено в верхней части рисунка? А в нижней?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Воспитатель: В верхней части рисунка мы будем рисовать деревья, а в нижней части изображена вода, пруд. С помощью приема складывания и отпечатывания рисунка мы и получим с вами отражение нарисованных нами деревьев в воде.
Воспитатель: Сначала мы нарисуем с вами деревья. Деревья и ветви мы рисуем кистью. Вот так. Сначала изображаем ствол дерева, затем кончиком кисти прорисовываем веточки. Кое-где можно даже нарисовать зеленые листочки. Рисовать нужно быстро, чтобы краска не успела высохнуть.
Воспитатель с детьми прорисовывают деревья в верхней части листа.
Воспитатель: Вторую часть листа (нижнюю) мы протрем влажной губкой. Что бы отражение получилось слегка размытым. Теперь складываем рисунок пополам. Прижимаем его хорошенько ладошкой или пальчиками. Теперь открываем. Вот и получилось в воде отражение нарисованных нами деревьев.
Дети вместе с педагогом выполняют указанные действия. Воспитатель напоминает детям, что необходимо работать быстро и аккуратно.
Воспитатель: Теперь давайте немного оживим деревья, которые растут вдоль пруда. Добавим немного цвета, прорисуем детали.
Воспитатель может предложить детям сделать это самостоятельно, тем временем уделив внимание детям, у которых имеются затруднения.
Воспитатель: Ребята, у вас получились чудесные весенние пейзажи! В какой технике мы сегодня рисовали картины?
Выслушивает ответы детей. Объясняет значение слова «монотипия».
Воспитатель: Давайте полюбуемся нашими картинами!
Пока дети рассматривают работы, воспитатель читает стихотворение А. Н. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Воспитатель может предложить детям выбрать ту работу, которая им понравилась больше всего и похвалить автора.
Воспитатель: Ребята, а как обычно оформляется картина? И куда помещают (вешают) готовые картины?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Воспитатель: Давайте, когда наши работы высохнут, мы сделаем для них рамки. И развесим картины в группе. У нас получится целая картинная галерея!
В свободное время, воспитатель с детьми оформляют детские рисунки с помощью рамок и развешивают картины в групповом помещении.
В такую картинную галерею можно пригласить воспитанников других групп на экскурсию.
2021