Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Меньшикова Л.А. Примерная методика проведения закаливающих процедур и самомассажа для детей с особенностями в развитии

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf

Я работаю с детьми с ОВЗ, синдромом Дауна и сложной структурой дефекта уже около 5 лет. Возраст детей, находящихся на реабилитации в нашем учреждении от 0 до 6 лет. Дети чаще всего отказные, социальные сироты, с букетом наследственных заболеваний. Наши дети часто болеют ОРВИ, что обусловлено их диагнозом.Закаливающие процедуры необходимы им особенно. Естественно, все процедуры, массаж и закаливание должны проходить с разрешения и под наблюдением лечащих врачей.
Методики проведения специальных закаливающих процедур.
Рижский метод закаливания:
На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Начиная со 2 года обучения, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.
Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
Обширное умывание:
Ребёнок должен:
Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, тоже проделать левой рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку.
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди.
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание:
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза.
Сон без маек:
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
Ножные ванны:
Очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
Общее обливание — более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям, начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний.
Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже.
Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной температуры.
Примерные методики проведения самомассажа детей с особенностями развития.
Самомассаж «Петушок»
Раз и два! Раз и два! Тереть ладони друг о друга.
Начинается игра!
Красим крылья и живот, поглаживать ладонями руки, живот, грудь, поясницу, ноги,
Красим грудочку и хвост, голову.
Красим спину,
Красим ножки,
Красим гребешок немножко.
Вот какой стал петушок, поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться,
Ярко – красный гребешок. Сделать несколько полуоборотов влево – вправо.
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Неболейка»
Чтобы горло не болело, поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху
Мы погладим его смело вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать, указательными пальцами растирать крылья носа.
Надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем, прикладывать ко лбу ладони «козырьком»
Ладошку держим козырьком. И растирать лоб движениями в стороны.
Вилку пальчиками сделай, разжать указательные и средние пальцы,
Массируй ушки ты умело. Растирать пальцами точки за и перед ушами.
Знаем, знаем – да-да-да! Потирать ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна.
Ходьба босиком. Учитывая высокую рефлекторную связь между холодовыми рецепторами стопы и слизистой верхних дыхательных путей, хождение босиком является действенным методом повышения устойчивости организма к воздействию низких температур. Одновременно данная процедура способствует укреплению связок и правильному формированию свода стопы.
Начинать следует при температуре пола 18 С. Особо чувствительным детям можно ходить в носках в течении 3-5 дней, затем босиком по 3-4 мин. В день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 15-20мин. Хорошо закаленные дети могут ходить босиком постоянно.
Местная ванна. Игра с водой может быть использована для закаливания как местная ручная ванна. Следует помнить, что кисти рук (так же как и стопы) являются важными зонами-теплообменниками: через эти области отводится 70% тепла. При играх с водой ее температура не должна быть ниже 28 С.
Наблюдая за реакциями детей, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, переохлаждения организма.
Методика контрастных ножных ванн. Необходимо налить воду в два резервуара (два таза или ведра). Один из них наполняют водой температурой 37-33 С, а другой- на 3-4 градуса ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резервуарах не изменяют. Далее понижают температуру воды во втором резервуаре на 1 градус в неделю и доводят ее до 18-20 С.
Процедура контрастных ножных ванн состоит в следующем. Ребенок попеременно на 1-2 мин погружает ноги в таз с горячей водой, а затем на 5-10мин – с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в таз с холодной водой. Количество попеременного погружения в первые процедуры составляет 3-4 раза. Продолжительность времени погружения конечностей в таз с холодной водой возрастает постепенно до 15-30 сек. Увеличивают и количество попеременных погружений до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до появления небольшого порозовения кожи.
Полоскание горла прохладной водой. На первом году обучения ребенок набрав в рот воды и закинув назад голову, произносит звук «а-а-а».
Массаж рефлекторных зон ног:
- сжать кончик большого пальца, затем его подушечку. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;
- плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге;
- быстро потереть верх ступни рукой;
- раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.
Эскимосский массаж. Одна из важных рефлексогенных зон лица – нос. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишками, селезенкой, половыми органами, нервной системой.
Средним и указательным пальцами нажимают на кончик носа и сплющивают его. Затем сгибают его вправо и влево, вверх и вниз. И в заключении вращают кончик носа 1-2 мин.
Данная статья особенно актуальна сейчас- в летний период.После использования данных техник закаливания дети стали намного меньше болеть. Главное - начинать с малого и использовать эти методики постоянно. Ну а самое главное –все занятия не должны быть детям в тягость и проходить на позитивной ноте.

Список использованной литературы:

1. Артюхов, Ю.А. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999. – 224с.
2. Апарин В., Крылов, В. О пользе хождения босиком // Наука и жизнь. – 2001. – №3 – С.40-43
3. Белопольский, Ю.В. Оленич, В.Б. Педиатрия. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 198с.
5. Воронцова, И.М. Беленький, Л.А. /Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С.-Петербург: Медицина, 2003. – 324с.
6. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся./Под ред. В. И. Харитонова, М. В. Бажановаа, А. П. Исаева, Н. З. Мишарова. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2005. – 360с.
7. Гориневский, В.В. /Гигиена физических упражнений и спорта. - М.: Высш., и Моск. сов. физкультуры, 1925. – 212с.
9.Гаврючина, Л.В. / Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/методическое пособие.- М.,2007.-160 с.
10. Иванченко, В.Г. /Тайны русского закала.– М., 1991. – 188 с.
11. Колгушкин, А.Н. Целебный холод воды. – М., 1986. – 365с.
12. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003 – №1. – С. 5-10.
Loriko710@mail.ru + 7 (926) 262 46 48
2018-07-27 16:03 2018