НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бочарова Е. С., Криволапова А. А. Роль театрализованной игры как средства развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Проблема детского творчества остается актуальной на протяжении длительного времени. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений у детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность. В формировании целостного потенциала личности особо важную роль обретает деятельность детского театра как специфического института социализации, включения в мир культуры в основных её аспектах: нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социально-психологическом
Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности, и то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды творческой деятельности. В игре у детей проявляются скрытые таланты, они учатся замечать в обыденной жизни что-то необычное и воплощать это в творческой деятельности. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством в решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определённой технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единые целые средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования. Для развития творческих способностей необходимо, чтобы театрализованная игра носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги - обеспечить ему свободу действий. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности, задействовать каждого ребёнка в подготовке к самой игре.
Театр оказывает особое влияние на развитие личностных качеств ребенка, доставляет детям радость, помогает раскрыть их творческие способности. Однако для некоторых ребят выход на сцену – серьезное испытание, потому что в младшем дошкольном возрасте ребёнок начинает сам оценивать себя, свои действия. И даже малейшая неудовлетворённость собой огорчает его и вызывает неуверенность в себе. Коллективная театрализованн-ая деятельность помогает в преодолении стеснительности, неуверенности в
себе, способствует развитию воображения, самостоятельности, инициативности. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт общения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Это позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации. Именно такой вид игровой деятельности как театрализованная игра является уникальным средством развития творческих способностей детей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Кроме того, театрализованная игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, развивает эмоциональную сферу. Особенно важны для детей те нравственно - эстетические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры
Театрализованная деятельность заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных и творческих способностей. Участвуя в постановке, дети также знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности дети становятся раскрепощёнными и открытыми, взаимоотношения с детьми в группе меняются, они становятся дружелюбнее
Благодаря театральной постановки у ребёнка появляется желание к занятию творчеством. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, клеят, вырезают, и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально - положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых.
Таким образом, делая вывод можно сказать, что для успешных процессов адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в центре работы развитию творческих способностей младших дошкольников была поставлена театрализованная деятельность. Через игру происходят главнейшие изменения в психике ребенка. В качестве оптимизирующего средства социального развития дошкольников театрализованные игры помогают процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений и развитию его творческих способностей.

Список используемых источников

1.      Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей// Дошкольное воспитание. – 2007.
2.      Пчелкина В. Книга – источник детского творчества // Дошкольное воспитание. – 2007. - №6.
2020