Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бровко Е. В. Совершенствование навыков читательской грамотности учащихся на материале басен И. А. Крылова

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf

Планируемые образовательные результаты
Личностные:
· умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
· воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
· проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
· проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
· развитие речи и творческого мышления обучающихся;
· формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Вид урока: урок-игра

Организационная структура урока

I. Вхождение в тему урока.
Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.
Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А. Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
-         Кто такой И.А. Крылов?
-         Что мы о нём узнали?
-         Что такое басня?
-         Кто герои басен?
II.     Активизация познавательной деятельности учащихся.
Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». (Для проведения игры класс делится на команды. За каждый правильный ответ – жетон. Побеждает та команда, у которой больше жетонов. Ответы принимаются только при поднятой руке.)
III. Повторение литературоведческих терминов.
-         Что такое басня?
Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.
Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.
-         А какое художественное средство используется в басне?
Ответ: ( Аллегория)
Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.
-         Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).
-         Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).
-         А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
Ответ: (Мораль).
Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
IV. Викторина.
1. Конкурс-разминка.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
2. Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Учащиеся должны прочитать мораль, написать название басни.
1)       ворона и лисица
2)       квартет
3)       кот и повар
4)       лебедь, рак и щука
5)       свинья под дубом
6)       стрекоза и муравей

Одна из самых популярных басней И.А. Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своём пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

Мораль – лучше действовать, чем впустую говорить.

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»: каждый тянет в свою сторону, и общее дело не получится.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.



Физкультминутка.
Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперёд перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).
Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.
3. «Конкурс Знатоков».
Задача: восстановить тексты басен И.А. Крылова, вписав пропущенные слова.
Ворона и лисица
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во _____ держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, прямо, ________!
Свинья под дубом
Свинья под Дубом ___________
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, __________ под ним;
Потом, ________ продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба ________ стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ________ говорит:
"Коль корни обнажишь, оно ________ может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них _________".-
4. «Ваш выход, маэстро!»
Рассказать 1 басню наизусть (команда совещается и решает, кто будет рассказывать).
5. Загадочные животные (на столах лежат слова). Составьте и запишите.

 асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
Лиса
Ворона
Муравей
Рак
Мартышка
Стрекоза
Медведь
Волк
Слон


V. Подведение итогов урока.
Объявление результатов соревнования между тремя командами. (Называется победитель и получает за урок «5», проигравшей команде «4».)
VI. Заключительное слово учителя.
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображён сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?
Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
VII. Рефлексия (эмоция). Аплодисменты, если понравился урок.

VIII. Домашнее задание:
1. Подготовить сообщение по биографии В.А. Жуковского.
2. Прочитать сказку «Спящая царевна» с.71-81.

Урок окончен, всем - спасибо!





Прочитать мораль и написать название басни.
1)       «Ворона и лисица»
2)       «Квартет»
3)       «Кот и повар»
4)       «Лебедь, рак и щука»
5)       «Свинья под дубом»
6)       «Стрекоза и муравей»

Одна из самых популярных басней И.А. Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своём пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

Мораль – лучше действовать, чем впустую говорить.

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»: каждый тянет в свою сторону, и общее дело не получится.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.




Задача: восстановить тексты басен И.А. Крылова, вписав пропущенные слова.
Ворона и лисица
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во _____ держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, прямо, ________!
Задача: восстановить тексты басен И.А. Крылова, вписав пропущенные слова.
Свинья под дубом
Свинья под Дубом ___________
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, __________ под ним;
Потом, ________ продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба ________ стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ________ говорит:
"Коль корни обнажишь, оно ________ может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них _________".-
Загадочные животные. Составьте и запишите.


асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол


Загадочные животные. Составьте и запишите.


асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол


Загадочные животные. Составьте и запишите.


асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол






2022