Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бровко Е. В. Использование метода прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования грамотности учащихся средних классов

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Аннотация
Цель представленной статьи – анализ использования метода прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования грамотности учащихся средних классов. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова: метод, прогнозированная ошибка, русский язык, средние классы, грамотность, информация.
Уроки русского языка и литературы направлены на формирование грамотности учащихся и их стремлению к познанию основ данной дисциплины. Несмотря на заучивание правил и ознакомление с практическими примерами, далеко не все учащиеся умеют грамотно писать. Практика показывает, что чаще всего они допускают ошибки орфографии и пунктуации. Не исключены и речевые, стилистические, смысловые недочеты, которые требуют серьезной проработки. Некоторые эксперты считают, что оказать существенную помощь в формировании грамотности учащихся средних классов может метод прогнозированной ошибки.
Для начала необходимо понять, что представляет собой грамотность, и зачем она нужна. Существует распространенное понятие «функциональная грамотность». Она представляет собой не что иное, как итог образования, обеспечивающего предоставление теоретических знаний и практических навыков, необходимых для развития личности, новых свершений и достижений, построения благополучной семейной жизни. То есть этот фактор содействует тому, чтобы люди принимали участие в деятельности культурного, политического, социального и экономического характера и могли обучаться на протяжении всей жизни [1].
Будучи грамотными, учащиеся средних классов смогут решать следующие задачи:
·          хорошо читать и писать;
·          постоянно получать новую информацию (развиваться и самосовершенствоваться);
·          четко и лаконично выражать собственные мысли;
·          открыть в себе способности для изучения других языков;
·          познавать глубину отечественной литературы, открывая новые сюжетные линии.
Разумеется, это далеко не все аспекты, которые подразумевает владение грамотностью. Тем не менее, они являются основными. Средние классы – с 5 по 9 – те, в которых у ребенка формируется личность. Если заложить в этот процесс правильные основы, результат не заставит себя долго ждать. Такие дети будут более активными и целеустремленными, а также они смогут добиться больших успехов во взрослой жизни.
Так, грамотность нужна не только для того, чтобы правильно читать и писать. На самом деле, ее значение велико и недооценено на сегодняшний день. При рациональном подходе к обеспечению грамотности педагоги и родители смогут добиться высокой успеваемости школьника и проложить ему дорогу к светлому будущему [2].

Рассмотрим особенности метода прогнозированной ошибки.

Метод прогнозированной ошибки является интерактивным. Суть его заключается в том, чтобы ребенок, обучаясь и выполняя практические упражнения, не боялся ее допускать. То есть вероятная ошибка прогнозируется наставником заранее, а затем происходит ее разбор всеми учащимися одновременно. Основная задача педагога в данном случае заключается в том, чтобы предположить, какой фрагмент текста в диктанте или сочинении вызовет трудности в плане написания, и разобрать его детально.
Преимущества данного метода многочисленны и очевидны. Во-первых, дети, проработав ошибки заранее, смогут предотвратить их допущение в дальнейшем времени. Во-вторых, они не будут бояться ошибочных действий в дальнейшем времени. В-третьих, сразу после внедрения данной системы произойдет ускорение процесса обучения. И, наконец, в-четвертых, прогнозирование ошибок позволит избежать необходимости родителям выполнять уроки с детьми [3].
Помимо этого, данная методика считается интерактивной и подразумевает тесное взаимодействие между учителем и учениками. По этой причине класс может стать более дружным, а его отдельные ученики станут помогать друг другу во всех вопросах, связанных с изучением русского языка и литературы. Наряду с этим с помощью такого подхода не составит труда достигать следующих результатов.
1)       Моделирование реальных ситуаций из жизни и формирование проблем с поиском путей их совместного решения.
2)       Способствование созданию длительных навыков и умений, формированию единых ценностей.
3)       Создание атмосферы взаимодействия и помощи друг другу, т. к. выгодного для всех сотрудничества.
4)       Освоение азов учебного содержания посредством фактических данных, а также действий и чувств.
Получается, что в рамках данной методики в качестве субъектов обучения выступают и обучающиеся люди, и педагоги. Последние при этом организуют весь учебный процесс, выбирают классного лидера, формируют группы, разделяют учеников на консультантов и тех, кому нужна помощь. В общем, они всячески координируют ход событий.
Интерактивные методы, включая способ прогнозируемой ошибки, обладают массой положительных аспектов. Так, с их помощью не составит труда решить следующие базовые задачи.
1)       Осознание и последующее обсуждение значимых нюансов чувственного восприятия.
2)       Контроль личного отношения к окружающей среде и ее объектам.
3)       Формирование навыков качественного общения, получение помощи в понимании значения группового опыта.
4)       Принятие прямого и непосредственного участия в функционировании группы. Полное признание и уважение ее правил, принципов и ценностей.
5)       Выражение и отстаивание собственной позиции.
6)       Согласование действий в рамках решения конкретной проблемы.
7)       Обучение применению не тех знаний, которые являются конкретными, а тех, которые подразумевают обретение ценного опыта [4].
Как можно заметить, методика прогнозируемой ошибки работает достаточно хорошо и успешно. С ее помощью не составит труда обеспечить решение целого комплекса задач и сделать это за короткий отрезок времени.

Метод прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы подразумевает проведение определенных мероприятий. Их перечень можно охарактеризовать на практике следующим образом:

·          упражнения психологического характера на знакомства друг с другом;
·          практикумы для обеспечения сплочённости и сотрудничества в рамках группы;
·          мозговой штурм, ассоциации;
·          проведение дискуссий и диспутов;
·          организация ролевых игр;
·          прохождение дидактических материалов;
·          интерактивные мероприятия.
Все эти действия могут осуществляться на различных этапах занятий, и все они являются максимально продуктивными.
Использование данного метода, невзирая не его эффективность, сопряжено с большим количеством нюансов:
·          методика является древней и содержит большое количество направлений, каждое из которых нужно учитывать в обязательном порядке;
·          выбор конкретного способа зависит от возраста учащихся и их индивидуальных способностей;
·          применяемые методы должны применяться в отношении всех учеников.
С помощью рассматриваемой техники можно будет привести в активное состояние познавательных функций учащихся, сделать формы работы на уроке более разнообразными, обеспечить повышение уровня наглядности материалов, а также сэкономить время. Но для достижения желаемого результата придется приложить немало усилий.
Список литературы
1. Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2014 - 456 с.
2. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Русское слово, 2016. – 232 с.
3. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. - М.: Смысл, 2017. - 400с.
4. Лекант П.А. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В.; под ред. П.А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 559 с.
2020