Бровко Е. В. Использование метода прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования грамотности учащихся средних классов
Аннотация Цель представленной статьи – анализ использования метода прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования грамотности учащихся средних классов. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. Ключевые слова: метод, прогнозированная ошибка, русский язык, средние классы, грамотность, информация. Уроки русского языка и литературы направлены на формирование грамотности учащихся и их стремлению к познанию основ данной дисциплины. Несмотря на заучивание правил и ознакомление с практическими примерами, далеко не все учащиеся умеют грамотно писать. Практика показывает, что чаще всего они допускают ошибки орфографии и пунктуации. Не исключены и речевые, стилистические, смысловые недочеты, которые требуют серьезной проработки. Некоторые эксперты считают, что оказать существенную помощь в формировании грамотности учащихся средних классов может метод прогнозированной ошибки. Для начала необходимо понять, что представляет собой грамотность, и зачем она нужна. Существует распространенное понятие «функциональная грамотность». Она представляет собой не что иное, как итог образования, обеспечивающего предоставление теоретических знаний и практических навыков, необходимых для развития личности, новых свершений и достижений, построения благополучной семейной жизни. То есть этот фактор содействует тому, чтобы люди принимали участие в деятельности культурного, политического, социального и экономического характера и могли обучаться на протяжении всей жизни [1]. Будучи грамотными, учащиеся средних классов смогут решать следующие задачи: · хорошо читать и писать; · постоянно получать новую информацию (развиваться и самосовершенствоваться); · четко и лаконично выражать собственные мысли; · открыть в себе способности для изучения других языков; · познавать глубину отечественной литературы, открывая новые сюжетные линии. Разумеется, это далеко не все аспекты, которые подразумевает владение грамотностью. Тем не менее, они являются основными. Средние классы – с 5 по 9 – те, в которых у ребенка формируется личность. Если заложить в этот процесс правильные основы, результат не заставит себя долго ждать. Такие дети будут более активными и целеустремленными, а также они смогут добиться больших успехов во взрослой жизни. Так, грамотность нужна не только для того, чтобы правильно читать и писать. На самом деле, ее значение велико и недооценено на сегодняшний день. При рациональном подходе к обеспечению грамотности педагоги и родители смогут добиться высокой успеваемости школьника и проложить ему дорогу к светлому будущему [2].
Рассмотрим особенности метода прогнозированной ошибки.
Метод прогнозированной ошибки является интерактивным. Суть его заключается в том, чтобы ребенок, обучаясь и выполняя практические упражнения, не боялся ее допускать. То есть вероятная ошибка прогнозируется наставником заранее, а затем происходит ее разбор всеми учащимися одновременно. Основная задача педагога в данном случае заключается в том, чтобы предположить, какой фрагмент текста в диктанте или сочинении вызовет трудности в плане написания, и разобрать его детально. Преимущества данного метода многочисленны и очевидны. Во-первых, дети, проработав ошибки заранее, смогут предотвратить их допущение в дальнейшем времени. Во-вторых, они не будут бояться ошибочных действий в дальнейшем времени. В-третьих, сразу после внедрения данной системы произойдет ускорение процесса обучения. И, наконец, в-четвертых, прогнозирование ошибок позволит избежать необходимости родителям выполнять уроки с детьми [3]. Помимо этого, данная методика считается интерактивной и подразумевает тесное взаимодействие между учителем и учениками. По этой причине класс может стать более дружным, а его отдельные ученики станут помогать друг другу во всех вопросах, связанных с изучением русского языка и литературы. Наряду с этим с помощью такого подхода не составит труда достигать следующих результатов. 1) Моделирование реальных ситуаций из жизни и формирование проблем с поиском путей их совместного решения. 2) Способствование созданию длительных навыков и умений, формированию единых ценностей. 3) Создание атмосферы взаимодействия и помощи друг другу, т. к. выгодного для всех сотрудничества. 4) Освоение азов учебного содержания посредством фактических данных, а также действий и чувств. Получается, что в рамках данной методики в качестве субъектов обучения выступают и обучающиеся люди, и педагоги. Последние при этом организуют весь учебный процесс, выбирают классного лидера, формируют группы, разделяют учеников на консультантов и тех, кому нужна помощь. В общем, они всячески координируют ход событий. Интерактивные методы, включая способ прогнозируемой ошибки, обладают массой положительных аспектов. Так, с их помощью не составит труда решить следующие базовые задачи. 1) Осознание и последующее обсуждение значимых нюансов чувственного восприятия. 2) Контроль личного отношения к окружающей среде и ее объектам. 3) Формирование навыков качественного общения, получение помощи в понимании значения группового опыта. 4) Принятие прямого и непосредственного участия в функционировании группы. Полное признание и уважение ее правил, принципов и ценностей. 5) Выражение и отстаивание собственной позиции. 6) Согласование действий в рамках решения конкретной проблемы. 7) Обучение применению не тех знаний, которые являются конкретными, а тех, которые подразумевают обретение ценного опыта [4]. Как можно заметить, методика прогнозируемой ошибки работает достаточно хорошо и успешно. С ее помощью не составит труда обеспечить решение целого комплекса задач и сделать это за короткий отрезок времени.
Метод прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы подразумевает проведение определенных мероприятий. Их перечень можно охарактеризовать на практике следующим образом:
· упражнения психологического характера на знакомства друг с другом; · практикумы для обеспечения сплочённости и сотрудничества в рамках группы; · мозговой штурм, ассоциации; · проведение дискуссий и диспутов; · организация ролевых игр; · прохождение дидактических материалов; · интерактивные мероприятия. Все эти действия могут осуществляться на различных этапах занятий, и все они являются максимально продуктивными. Использование данного метода, невзирая не его эффективность, сопряжено с большим количеством нюансов: · методика является древней и содержит большое количество направлений, каждое из которых нужно учитывать в обязательном порядке; · выбор конкретного способа зависит от возраста учащихся и их индивидуальных способностей; · применяемые методы должны применяться в отношении всех учеников. С помощью рассматриваемой техники можно будет привести в активное состояние познавательных функций учащихся, сделать формы работы на уроке более разнообразными, обеспечить повышение уровня наглядности материалов, а также сэкономить время. Но для достижения желаемого результата придется приложить немало усилий. Список литературы 1. Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2014 - 456 с. 2. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Русское слово, 2016. – 232 с. 3. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. - М.: Смысл, 2017. - 400с. 4. Лекант П.А. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В.; под ред. П.А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 559 с.