Кудрина Л.В. Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «День ро
Кудрина Л.В. Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «День рождения у Мухи-Цокотухи» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Цель: Формирование умения составления описательных рассказов о насекомых.
Программные задачи
Коррекционно-образовательные:
· актуализировать словарь детей по теме;
· уточнить и обогащать знания о насекомых: их строении, развитии, питании, среде обитания;
· создать условия для обучения детей составлению интеллект-карт о насекомых;
· развивать навык составления рассказа-описания по графическому плану;
· формировать умение подбирать прилагательные к существительным;
· формировать навык согласования числительных с существительными;
· упражнять в согласовании существительных с числительными.
Коррекционно-развивающие:
· развивать общую и мелкую моторику;
· развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;
· развивать слуховое внимание, зрительную память.
Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
Оборудование: игра «Сложи портрет», набор предметных картинок и листы ватмана для интеллект-карт, игра «Сосчитай точки у Божьей коровки», аудиозапись песни «Добрый жук» музыка А. Спадавеккиа на слова Е.Шварца.
Предварительная работа: рассматривание коллекции «Насекомые», наблюдение за пчелами, муравьями, божьей коровкой, бабочками на прогулке, заучивание стихов о насекомых, чтение книги Шорыгиной Т.А. «Насекомые, какие они», «Тараканище» К.И. Чуковский, драматизация сказки «Муха-цокотуха».
Логопед. Героиня одной сказки приглашает вас к себе на праздник. Отгадайте загадку, и вы узнаете, где мы окажемся.
Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех друзей поила.
Кто хозяйка-молодуха?
Это — … (Муха-Цокотуха).
Логопед. Правильно, это сказка о Мухе-Цокотухе. А вы помните, как она называется? (Ответы детей)
Логопед. А кто автор этой сказки? (Ответы детей)
Логопед. Корней Иванович Чуковский написал много замечательных сказок. Муха-Цокотуха купила самовар и решила устроить бал для своих друзей. Хотите узнать, кого пригласила Муха-Цокотуха? (Ответы детей)
2. «Сложи портрет»
Логопед. Узнать гостей вы сможете, если сложите из частей картинки с их изображением. Предлагаю составлять все картинки одновременно. Выберите, пожалуйста, любой для себя цветок. Посмотрите у кого такой же цветок как у вас и найдите с кем вы будете вместе складывать портреты насекомых. А теперь подойдите к столам с таким же цветочком. Интересно, кто сможет первый составить картинку?
Дети выкладывают на лист с трафаретом картинки насекомых из частей на липучках
Логопед. Кого пригласила к себе на балл Муха-Цокотуха? (Ответы детей)
3. «Подбери слово».
Логопед. Все гости пришли на балл нарядные. А вы можете подобрать слова и рассказать, какие они?
Дети отвечают на вопросы и подбирают слова-признаки
Логопед. На балу каждого приглашенного гостя обязательно представляют всем остальным. Ребята, а вы хотите помочь Мухе-Цокотухе составить рассказ о каждом госте? (Ответы детей)
Логопед. О чем мы можем рассказать? (Ответы детей)
Составление плана рассказа
План рассказа
Как называется это насекомое?
Какая окраска насекомого и его размер?
Какие части тела у насекомых?
Какие издает звуки?
Чем питается?
Как передвигается?
Какое жилище у насекомого?
Как зимует?
Какую приносит пользу или вред?
Есть ли враги?
Как растет и развивается насекомое?
Логопед. Я предлагаю перевернуть листы, и вы узнаете о каком госте Мухи-Цокотухи нужно составить рассказ.
Дети подходят к столам выбирают листы ватмана для интеллект-карт с картинками насекомых в центре
Логопед. Для составления рассказа воспользуйтесь картинками- помощниками.
Дети подбирают приготовленные картинки для составления интеллектуальной карты и рассказывают о насекомых
Логопед. Оком вы хотите рассказать?
Дети составляют рассказ о божьей коровке
Информация о насекомых, для составления рассказов, из книги Т.А. Шорыгиной «Насекомые. Какие они?»
Божья коровка
Божья коровка – маленький жучок. У неё овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Есть голова, грудь, брюшко, 6 ног, надкрылья и 2 прозрачных крыла. Божья коровка хищник, она поедает насекомых вредителей: тлю, паутинных клещей, личинок жуков листоедов и других насекомых, вредных для сельского хозяйства. Божья коровка – полезное насекомое. На зиму божьи коровки прячутся в щелях коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. Божьи коровки летают на большие расстояния и из холодных краев могут перелететь зимовать в более теплые, на юг, как перелетные птицы. Божья коровка откладывает яйца, из которых появляются личинки серого цвета с желтыми пятнышками. Личинки питаются тоже тлей, повзрослев, они становятся куколками, а потом взрослым насекомым. Живут божьи коровки в траве на растениях, где есть тля.
5. Логопед. Божья коровка приглашает потанцевать. Движения для танца можно придумать самим.
Физкультминутка «Добрый жук»
6. «Сосчитай точки у Божьей коровки»
Логопед. Ребята, божья коровка весело танцевала с подружками на балу, и растеряла свои черные точечки. Она просит вас о помощи. Вы сможете помочь?
Логопед. Укаждой божьей коровки свой рисунок из точек. Как проверить все ли точечки на месте?
Логопед. Кто хочет посчитать, сколько точек у божьей коровки?
Дети считают черные точечки на сложенных картинках
7. Пальчиковая гимнастика «Муравей»
Логопед. Дети, акто из приглашенных гостей живет большими семьями? (Ответы детей)
Логопед. Муравей хочет рассказать о своей дружной семье. Поможем ему?
Пальчиковая гимнастика «Муравей»
8. Продолжение составления рассказов
Логопед. Ачто еще вы можете рассказать о муравьях? (Ответы детей)
Дети, составившие интеллект-карту о муравьях, составляют рассказ.
Информация о насекомых, для составления рассказов, из книги Т.А. Шорыгиной «Насекомые. Какие они?»
Муравей
Это муравей. У муравья есть голова, грудь, брюшко, шесть ног. Он коричневого цвета. На голове подвижные усики, маленькие глаза, есть сильные челюсти, которыми он кусается. Муравьи живут в муравейнике. Сверху муравейник построен из хвоинок, веточек, травинок. Большая часть муравейника под землей. Вход в муравейник охраняется муравьями-охранниками. Отдельные камеры соединены между собой. Рабочие муравьи запасают корм для всего муравейника. Разводят и пасут тлей и собирают их сладкую жидкость (падь). Зимуют муравьи в муравейнике. Царица муравьев (матка) откладывает яйца, из которых появляются личинки. Личинки, как подрастут, становятся куколками, а потом молодыми муравьями. Муравьи питаются зернами растений, ягодами. Они уничтожают насекомых-вредителей и их личинки. У муравьев есть враги. Медведь разоряет муравейники и поедает личинки и яйца. Ящерицы, муравьеды ловят и съедают муравьев, личинки муравьиного льва устраивают ловушки для муравьев. От врагов муравьи защищаются муравьиной кислотой. Муравьи приносят пользу. Их называют санитары леса. Они уничтожают насекомых- вредителей, рыхлят почву.
9. Игра «Бывает – не бывает»
Логопед. Ребята, а муравей для всех приготовил шутки-загадки. Хотите послушать?
Логопед. Пила летит и жужжит. Так бывает? (Ответы детей)
Логопед. Подберите слово, которое подходит по смыслу, и повторите правильный ответ. (Ответы детей: Пчела летит и жужжит)
Лук ползет по веточке. Так? Нет не так, а как? (Ответы детей: Жук ползет по веточке)
Воробей укусил Машу. Так? Нет не так, а как? (Ответы детей: Муравей укусил Машу)
Бабушка летает около цветка. Так? Нет не так, а как? (Ответы детей: Бабочка летает около цветка).
10. Рефлексия.
Логопед. Ребята, как вы считаете, у нас получилось составить рассказы для представления гостей? (Ответы детей)
Логопед. Какие у вас были затруднения? (Ответы детей)
Логопед. А как вы думаете, где мы можем еще встретиться с насекомыми? (Ответы детей)
Логопед.Если мы сейчас пойдем на прогулку то, можем их увидеть.