Актуальные вопросы дошкольного образования

Кудрина Л.В. Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «День ро

Кудрина Л.В. Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «День рождения у Мухи-Цокотухи» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Цель: Формирование умения составления описательных рассказов о насекомых.

Программные задачи

Коррекционно-образовательные:

· актуализировать словарь детей по теме;

· уточнить и обогащать знания о насекомых: их строении, развитии, питании, среде обитания;

· создать условия для обучения детей составлению интеллект-карт о насекомых;

· развивать навык составления рассказа-описания по графическому плану;

· формировать умение подбирать прилагательные к существительным;

· формировать навык согласования числительных с существительными;

· упражнять в согласовании существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

· развивать общую и мелкую моторику;

· развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;

· развивать слуховое внимание, зрительную память.

Воспитательные:

· воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

· воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату.

Оборудование: игра «Сложи портрет», набор предметных картинок и листы ватмана для интеллект-карт, игра «Сосчитай точки у Божьей коровки», аудиозапись песни «Добрый жук» музыка А. Спадавеккиа на слова Е.Шварца.

Предварительная работа: рассматривание коллекции «Насекомые», наблюдение за пчелами, муравьями, божьей коровкой, бабочками на прогулке, заучивание стихов о насекомых, чтение книги Шорыгиной Т.А. «Насекомые, какие они», «Тараканище» К.И. Чуковский, драматизация сказки «Муха-цокотуха».

Словарная работа: насекомые, улей, пчела, мед, пчеловод, пасека, муравейник, муравей, бабочка, божья коровка, муха, голова, крылья, брюшко, ноги, усики, глаза, надкрылья, яйцо, личинка, куколка, муравьиная кислота, пыльца, нектар, жало, птицы, щурка, ползает, летает, жужжит, танцует, собирает, строят, защищает, спасает, заботятся, вредители, полезные, хищные, полосатая, пятнистая, яркая, быстрый, ловкий, мохнатая, трудолюбивый.

Ход деятельности

1. Организационный момент

Логопед. Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

Логопед. Назовите ваши любимые сказки.

Логопед. Хотите побывать в сказке? (Ответы детей)

Логопед. Героиня одной сказки приглашает вас к себе на праздник. Отгадайте загадку, и вы узнаете, где мы окажемся.

Просто по дороге шла

И копеечку нашла,

Самовар себе купила,

Чаем всех друзей поила.

Кто хозяйка-молодуха?

Это — … (Муха-Цокотуха).

Логопед. Правильно, это сказка о Мухе-Цокотухе. А вы помните, как она называется? (Ответы детей)

Логопед. А кто автор этой сказки? (Ответы детей)

Логопед. Корней Иванович Чуковский написал много замечательных сказок. Муха-Цокотуха купила самовар и решила устроить бал для своих друзей. Хотите узнать, кого пригласила Муха-Цокотуха? (Ответы детей)

2. «Сложи портрет»

Логопед. Узнать гостей вы сможете, если сложите из частей картинки с их изображением.
Предлагаю составлять все картинки одновременно. Выберите, пожалуйста, любой для себя цветок. Посмотрите у кого такой же цветок как у вас и найдите с кем вы будете вместе складывать портреты насекомых. А теперь подойдите к столам с таким же цветочком. Интересно, кто сможет первый составить картинку?

Дети выкладывают на лист с трафаретом картинки насекомых из частей на липучках

Логопед. Кого пригласила к себе на балл Муха-Цокотуха? (Ответы детей)

3. «Подбери слово».

Логопед. Все гости пришли на балл нарядные. А вы можете подобрать слова и рассказать, какие они?

Дети отвечают на вопросы и подбирают слова-признаки

· Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая, цветная, легкая, хрупкая.

· Пчела (какая?) – трудолюбивая, полосатая, яркая, мохнатая, полезная.

· Муравей (какой?) – трудолюбивый, ловкий, маленький, шустрый, быстрый, внимательный, полезный.

· Жук (какой?) – яркий, большой, маленький, легкий, полезный.

4. «Составь интеллектуальную карту о насекомом»

Логопед. На балу каждого приглашенного гостя обязательно представляют всем остальным. Ребята, а вы хотите помочь Мухе-Цокотухе составить рассказ о каждом госте? (Ответы детей)

Логопед. О чем мы можем рассказать? (Ответы детей)

Составление плана рассказа

План рассказа

Как называется это насекомое?

Какая окраска насекомого и его размер?

Какие части тела у насекомых?

Какие издает звуки?

Чем питается?

Как передвигается?

Какое жилище у насекомого?

Как зимует?

Какую приносит пользу или вред?

Есть ли враги?

Как растет и развивается насекомое?

Логопед. Я предлагаю перевернуть листы, и вы узнаете о каком госте Мухи-Цокотухи нужно составить рассказ.

Дети подходят к столам выбирают листы ватмана для интеллект-карт с картинками насекомых в центре

Логопед. Для составления рассказа воспользуйтесь картинками- помощниками.

Дети подбирают приготовленные картинки для составления интеллектуальной карты и рассказывают о насекомых

Логопед. О ком вы хотите рассказать?

Дети составляют рассказ о божьей коровке

Информация о насекомых, для составления рассказов, из книги Т.А. Шорыгиной «Насекомые. Какие они?»

Божья коровка

Божья коровка – маленький жучок. У неё овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Есть голова, грудь, брюшко, 6 ног, надкрылья и 2 прозрачных крыла. Божья коровка хищник, она поедает насекомых вредителей: тлю, паутинных клещей, личинок жуков листоедов и других насекомых, вредных для сельского хозяйства. Божья коровка – полезное насекомое. На зиму божьи коровки прячутся в щелях коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. Божьи коровки летают на большие расстояния и из холодных краев могут перелететь зимовать в более теплые, на юг, как перелетные птицы. Божья коровка откладывает яйца, из которых появляются личинки серого цвета с желтыми пятнышками. Личинки питаются тоже тлей, повзрослев, они становятся куколками, а потом взрослым насекомым. Живут божьи коровки в траве на растениях, где есть тля.

5. Логопед. Божья коровка приглашает потанцевать. Движения для танца можно придумать самим.

Физкультминутка «Добрый жук»

6. «Сосчитай точки у Божьей коровки»

Логопед. Ребята, божья коровка весело танцевала с подружками на балу, и растеряла свои черные точечки. Она просит вас о помощи. Вы сможете помочь?

Логопед. У каждой божьей коровки свой рисунок из точек. Как проверить все ли точечки на месте?

Логопед. Кто хочет посчитать, сколько точек у божьей коровки?

Дети считают черные точечки на сложенных картинках

7. Пальчиковая гимнастика «Муравей»

Логопед. Дети,
а кто из приглашенных гостей живет большими семьями? (Ответы детей)

Логопед. Муравей хочет рассказать о своей дружной семье. Поможем ему?

Пальчиковая гимнастика «Муравей»

8. Продолжение составления рассказов

Логопед. А что еще вы можете рассказать о муравьях? (Ответы детей)

Дети, составившие интеллект-карту о муравьях, составляют рассказ.

Информация о насекомых, для составления рассказов, из книги Т.А. Шорыгиной «Насекомые. Какие они?»

Муравей

Это муравей. У муравья есть голова, грудь, брюшко, шесть ног. Он коричневого цвета. На голове подвижные усики, маленькие глаза, есть сильные челюсти, которыми он кусается. Муравьи живут в муравейнике. Сверху муравейник построен из хвоинок, веточек, травинок. Большая часть муравейника под землей. Вход в муравейник охраняется муравьями-охранниками. Отдельные камеры соединены между собой. Рабочие муравьи запасают корм для всего муравейника. Разводят и пасут тлей и собирают их сладкую жидкость (падь). Зимуют муравьи в муравейнике. Царица муравьев (матка) откладывает яйца, из которых появляются личинки. Личинки, как подрастут, становятся куколками, а потом молодыми муравьями. Муравьи питаются зернами растений, ягодами. Они уничтожают насекомых-вредителей и их личинки. У муравьев есть враги. Медведь разоряет муравейники и поедает личинки и яйца. Ящерицы, муравьеды ловят и съедают муравьев, личинки муравьиного льва устраивают ловушки для муравьев. От врагов муравьи защищаются муравьиной кислотой. Муравьи приносят пользу. Их называют санитары леса. Они уничтожают насекомых- вредителей, рыхлят почву.

9. Игра «Бывает – не бывает»

Логопед. Ребята, а муравей для всех приготовил шутки-загадки. Хотите послушать?

Логопед. Пила летит и жужжит. Так бывает? (Ответы детей)

Логопед. Подберите слово, которое подходит по смыслу, и повторите правильный ответ. (Ответы детей: Пчела летит и жужжит)

Лук ползет по веточке. Так? Нет не так, а как? (Ответы детей: Жук ползет по веточке)

Воробей укусил Машу. Так? Нет не так, а как? (Ответы детей: Муравей укусил Машу)

Бабушка летает около цветка. Так? Нет не так, а как? (Ответы детей: Бабочка летает около цветка).

10. Рефлексия.

Логопед. Ребята, как вы считаете, у нас получилось составить рассказы для представления гостей? (Ответы детей)

Логопед. Какие у вас были затруднения? (Ответы детей)

Логопед. А как вы думаете, где мы можем еще встретиться с насекомыми? (Ответы детей)

Логопед.Если мы сейчас пойдем на прогулку то, можем их увидеть.
2023-04-12 16:44 2023