Исследовательская и проектная деятельность

Костюк М. Ю. Роль учителя в подготовке проекта школьником

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf

Идет курс. Тема — проектная работа. Мы вспоминаем, разбираем, уточняем... на следующий день одна из участниц приходит с вопросом:
- Вот мы все говорим "проект, проект", но что значит проект? Выпить, на пример, чашку кофе — это проект, или нет?
- М-м-м... скорее всего — нет. М-м-м..., хотя, может быть и да.
- Так "да", или "нет"? (таково, видимо, одно из свойств логики, в наибольшей степени присущей женщинам — либо оно — "да", либо вовсе "нет").
- Видите ли, это зависит от того, с кем вы собираетесь выпить чашку кофе. Если как обычно, в кругу семьи, или наспех заглотив перед уходом на работу, то, скорее всего — 'нет", а если, к примеру, вы собираетесь пить кофе с датской королевой, то, вероятно, для вас это будет проект.
Андрей Домбровский. На путях к новой школе.
Проектная работа направлена на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Проектная работа всегда ориентирована на заранее известный, спланированный, практический, социально значимый результат.
Проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
 Итак, представим. 9 класс. Индивидуальный проект. С выбором предмета проблем не возникло. Это английский язык, а вот с выбором темы возникают сложности. Вдохновение может прийти из самых неожиданных источников. Так, нашей сегодняшней героине, о проекте которой я буду говорить далее, вдохновение пришло из рекламного ролика.
Основано на истории чая «Ричард».
– (Голос дворецкого) Ваше Величество, родился мальчик!
– (Голос короля) Передайте наследнику королевский чай «Ричард». К хорошему надо привыкать с рождения.
– Ваше Величество, но он же младенец!
– Тогда пусть пьёт с молоком.
«Ричард», королевский чай.
«Чаепитие в Англии» - так 9-классница озаглавила свой проект. Казалось бы, самое сложное позади, тема выбрана. Но на пути возникло новое препятствие в виде методической части. На этом этапе необходима помощь учителя, под руководством которого обучающийся выполняет проект (к тьютору).
 Часто у учащегося возникают следующие проблемы разработки и осуществления проекта:
1. Ищут разрешение проблем (ответы на вопросы) в готовом виде (интернет, литература);
2.Могут потерять интерес к теме, если еѐ разработка рассчитана на учебный год;
3. Уходят от жизненных реалий;
Работая с тьютором, учащийся получает сопровождение проектной деятельности.
В ходе сопровождения выстраивается работа по этапам:
• выявление образовательного интереса;
• поиск ресурсов для реализации проекта;
• собственно проектирование;
• сопровождение процесса реализации;
• рефлексия полученных результатов и корректировка проекта.
Возвращаясь к проекту «Чаепитие в Англии» я постаралась упростить такие понятия, как актуальность, проблема, цель, гипотеза, чтобы подростку было легче их формулировать. Сначала 9-классница пыталась ответить на вопрос о том, почему этот проект важен для нее. «Этот проект важен для меня, т.к чай для моей семьи, как и для многих людей, является особой традицией, да и я сама отношусь к любителям чая и считаю его «историю» довольно интересной». Так и была сформулирована актуальность проекта.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Как сформулировать проблему? Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить.
В случае с проектом «Чаепитие в Англии» проблема и цель были сформулированы еще на стадии первых попыток сбора информации, которой, как оказалось, нигде не было: ни в школьной библиотеке, ни в учебниках школьной программы. Чай популярен, церемония чаепития популярна, законодателем этой традиции считают Англию, но общедоступной информации для подростка при этом нет.
Итак, проблема, решаемая проектом: Причины популярности традиции английского чаепития, его особенности, отличие от Российских ввиду отсутствия конкретной информации об этой церемонии в учебниках школьной информации.
Отсюда, цель работы: Выяснить, каким образом северная территория стала законодателем чаепития. Изучить церемонию чаепития. Также, я бы хотела сравнить, чаепитие в Англии и России, чтобы понять насколько сильно отличается приём этого напитка у этих разный наций.
Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Гипотеза проекта «Чаепитие в Англии»: Я предполагаю, что в Англии есть свои традиции и обычаи, в результате чего чаепитие считалось целым обрядом среди англичан, поэтому стоит углубиться поподробнее в его историю.
В результате получилось следующее содержание теоретической части, которое и продублировало задачи проекта:
1.1. История появления чая в Британии…………………………………………………….
1.2. Чем полезен чай………………………………………………………………………….
1.3. Знакомство с проведением чаепития в Англии………………………………………..
1.4. Чай в России. Обобщение…………………………………………………………….....
Особая сложность возникла с поиском информации о подробном описании церемонии чаепития. Пришлось обратиться к художественной литературе и кинематографу. Большую помощь оказали «Шерлок Холмс», «Алиса в стране чудес», «Гордость и предубеждение». Но самую большую помощь оказала Джейн Остин, в обязанности которой входило приготовление чая, от его заваривания до сервировки стола в книге Кима Уилсона «Чай с Джейн Остин».
Чтобы подтвердить или опровергнуть проблему, поставленную в самом начале проекта, было проведено исследование в виде анкетирования 20 респондентов в возрасте от 15 до 40 лет.
Форма проведения опроса: Прямое общение/по телефону
1) Могу ли я задать вам несколько вопросов на тему чаепития?
А) Да Б) Нет
2) Как вы думаете, какая страна является родоначальником чая в Европе?
А) Англия Б) Россия
3) Где зародились традиции чаепития?
А) Индия Б) Англия
4) Какие традиции чаепития существуют в вашей семье?
А) чай с молоком Б) чёрный чай
5) Как вы думаете, совпадают ли традиции чаепития в России с традициями страны родоначальника?
А) Да Б) Нет
6) Является ли чай полезным напитком?
А) Да Б) Нет
7) Сколько кружек чая вы выпиваете ежедневно?
А) 3 Б) 6-7
Анкетирование подтвердило и проблему, и актуальность проекта. Все респонденты пьют чай и знают о чайной церемонии. Но если ответы 40-летних респондентов разнятся в выборе ее родоначальника, то практически все школьники считают Англию законодателем церемонии чаепития, не зная при этом истории происхождения чая.
Результатом любого проекта является продукт. Это может быть: Web-сайт, атлас, видеофильм, видеоклип, электронная газета, электронный журнал, коллекция, дизайн-макет, сценарий, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, письмо, публикация, буклет, модель, путеводитель, карта, серия иллюстраций, сказка, справочник, словарь, дневник путешествий и т.д.
Чтобы помочь школьникам представить, что из себя представляет церемония чаепития в Англии, продуктом данного проекта выбран видеоклип с поэтапным описанием церемонии и примером ведения small talk (легкой беседы). Планируется использовать этот видеоклип на современных уроках английского языка с целью повышения интереса учащихся к изучению английского языка и традиций страны изучаемого языка.

Литература

1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.
2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
3. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.
4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.
5. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
6. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
7. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.

2022