Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf
Лепбук «Русские – традиции и культура»
Понимание дошкольниками наследия своих предков, носителями которого они являются, помогает и воспитывает такие качества личности ребенка как гордость за свою малую Родину, любовь к земле, на которой он живет, уважение к людям, которые его окружают. В данном аспекте воспитание будущего поколения в рамках нравственно-патриотического воспитания есть социальный запрос общества, поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже, будут знания детей о родном крае, родной природе, традициях, его лучших людях, тем большую пользу они смогут принести нашей стране.Под нравственно - патриотическим воспитанием подразумевается сотрудничество взрослого и детей в совместной деятельности и общении, ориентированное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам общечеловеческой и национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-ценностного отношения, чувства сопричастности, привязанности к родному городу.
Новое средство обучения – Лэпбук.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, — это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это наглядно – практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Малыш может дополнить эту папку, выполнив определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:· включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
· добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
· свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
· открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Приобщение дошкольников к истории, обычаям и традициям родного края средствами технологии лэпбук ставит перед собой следующие задачи:
· 1. Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.
· 2. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
· 3. Воспитывать детское самосознание через знакомство с природным и культурным наследием малой Родины
· 4. Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
· 5. Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.
· 6. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса
· 7. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.
· 8. Приобщить детей и родителей к совместному творчеству.
Дидактическое пособие лэпбук «Русские – традиции и культура», представляет собой деревянную основу. Внутри семь прозрачных папок-кармашек, карточки, в которых собрана информация по теме, имеет несколько видов заданий.
Лэпбук «Русские – традиции и культура» в занимательной форме знакомит детей 4-7 лет с этим замечательным праздником. В пособии представлены следующие разделы:
1. Народные промыслы
2. Русский народный фольклор
3. Русские народные музыкальные инструменты
4. Стихи. Загадки, пословицы и поговорки
5. Задания на тему «Русские – традиции и культура»
6. Игры на тему «Русские – традиции и культура»
7. Русская живопись
8. Русский народный костюм
9. Народы России
Лэпбук предназначен для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, может использоваться в групповой, подгруппой и индивидуальной работе, а также в организации самостоятельной деятельности детей. Подходит как для преподнесения нового материала детям, так и для закрепления полученных знаний.
Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса у детей к русским народным традициям.
Актуальность. Актуальность проекта определяется стремлением расширить познания детей старшего дошкольного возраста об истории народов, их культуре, традициях и обычаях, природы родного края. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний о традициях и культуре своего народа.
Цель: формирование интереса к традициям русского народа.
Задачи:
- развитие творческих способностей дошкольников в художественно-продуктивной деятельности;
- знакомство с русскими народными играми;
- способствовать возрождению интерес к обрядовым русским праздникам;
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
- дать знания детям о традициях и культуре русского народа.
Из этой тематической папки ребенок узнает что такое традиции и культура русского народа. Немного интерактива я заложила в задания, ребенку всегда хочется что-нибудь поделать самому.
В лэпбук «Русские – традиции и культура» включены несколько развивающих элементов:
1. Конверт «Русские народные промыслы» (в нем: круги Луллия «Народные промыслы», картинки «Народные промыслы»).
2. 7 открывающихся клапанов с описанием некоторых народных промыслов
3. Конверт «Персонажи» (персонажи сказок, бумажные куклы со сменяемой одеждой).
4. Конверт «Праздники»
5. Конвертик «Особенности русского костюма»
6. Конвертик «Посуда»
7. Мини-книжка «Стихи»
8. Папка-конверт «Загадки»
9. Папка-конверт «Пословицы и поговорки»
10. Игры: «Верю – не верю», «Собери узор», «Придумай историю», «Откуда фрагмент»
11. Русская кухня
12. Танцы и Музыкальные инструменты
13. Лото «Русский быт»
14. Разрезные картинки
15. Народы России, карта России с метками расположения народов России
16. Народы России и их костюмы
17. Пословицы и поговорки народов России
18. Раскраски
19. Картинки для рассматривания
20. Пособие «Народные промыслы»
21. Пособие «Народы России»
22. Картотека русских народных игр
23. Домик на липучках «Русское народное творчество»
24. Деревянные пазлы «Матрешки»
25. Комплект наглядных дидактических пособий: «Обычаи, обряды и традиции русского народа», «Приобщение детей к русской народной культуре», «Русская народная игрушка», «Предметы русского быта».
Немного остановимся на некоторых играх и пособиях. Так, например, круги Луллия «Народные промыслы» - это отличное средство для закрепления материала или для того, чтобы лучше запомнить узоры росписи. На них изображен пример узора той или иной росписи, и с помощью кругов можно посмотреть какие предметы расписали этим узором.
Далее, персонажи. Детям очень интересно играть ими. Они вспоминают русские народные сказки, придумывают или додумывают свой сюжет. Кукол можно нарядить в русский народный костюм или платье и кокошник, украшенные росписями русских народных промыслов.
Лэпбук наполнен наглядными картинками. Такими как: русские народные праздники, музыкальные инструменты, танцы, кухня. Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.
Домик на липучках «Русское народное творчество» - это отличное средство для изучения русского народного творчества в процессе игры. Особенно будет интересно детям младшего дошкольного возраста. Во время игры у детей активизация словаря детей; развитие познавательной активности, творчества, инициативности.
Одной из самых красочных игр, которые любят дети всех возрастов в моем лэпбуке являются Деревянные пазлы «Матрешка». В лэпбуке их два вида: Матрешка Даша и Матрешка Маша. Они обе украшены русскими народными росписями, что позволяет детям лучше запомнить узоры русских народных промыслов.
В дальнейшем планирую, что в процессе занятий с лэпбуком и вообще, знакомства с русской культурой и традициями, появятся новые факты, которые можно будет записать и добавить в кармашки к уже существующим. Такой формы лэпбук позволяет применять вариативность тем. В уже имеющиеся кармашки можно вставить информацию на любую тему. Так, например, у меня уже имеется лэпбук на тему «Масленица».
Самостоятельная деятельность детей.
Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно- пространственная среду, частью которой и являются лэпбуки . Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук :
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную воспитателем книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей и формой представления итогов проекта «Русские – традиции и культура»
Результаты использования лэпбука:
-быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;
-проявление интереса со стороны родителей.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о традициях и культуре русских, знают и с удовольствием читают наизусть стихи и поют песни. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Результат работы:
· Пополняется развивающая среда группы;
· С помощью лэпбука у детей формируется интерес и чувство уважения к культуре и традициям родного народа.
· Таким образом, подводя итог выступления, можно сделать следующий вывод: лэпбук является средством воспитания и обучения в детском саду, обеспечивающим устойчивый интерес к процессу познания истории и культуры родного края, и ориентированным на взаимодействие с различными носителями культурного опыта (педагогами, родителями). Целесообразность использования лэпбука при формировании знаний о родном крае у детей заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить знания о русских традициях и культуре.
· Лэпбук направлен на активное, личностно значимое познание культурно-исторического и природного наследия.