НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Волченкова Е. В. Сочиняем лимерики, развиваем речь детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Лимерик – это один из элементов технологии ТРИЗ. Лимерик – это шуточное короткое стихотворение, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл. Лимерик – это замечательное явление в английской поэзии, особый род коротких шутливых стихотворений, любимых и детьми, и взрослыми. Как правило, лимерик представляет собой строфу, состоящую из нескольких строк, обычно их 5.
Наиболее частая рифма в детских стихотворениях - смежная (1122):
Наша Маша горько плачет (1)
Уронила в речку мячик (1)
Тише, Машенька, не плачь.(2)
Не утонет в речке мяч. (2)
Чуть реже встречается перекрестная рифма (1212):
Идет бычок, качается (1)
Вздыхает на ходу (2)
Уже доска кончается (1)
Сейчас я упаду. (2)
Стихотворения в этих двух рифмах очень легко запоминаются детьми. Но помимо рифмы и интересного сюжета, детские стихотворения должны быть смешными. Что же мы имеем в лимерике? В классическом лимерике наблюдается интересное сочетание перекрёстной и смежной рифм (11221), невероятные, фантастические события с героями.
Подготовительная работа по созданию лимериков начинается в старшей группе.
Из разнообразных картинок с изображением предметов учила подбирать, выбирать те картинки, которые рифмуются, заканчиваются на похожие, на одинаковые звуки, например ком - сом, ручка – тучка, сумка –Умка, огуречик – человечик.
Проводила игры для подбора рифмы к словам, например «Рифмы», «Добрый слоненок», «Подарки». Слова «действия»/ так называем глаголы/ закреплялись в игре «Скажи наоборот»: бежал – стоял, взял –отдал, кричали –молчали. Слова «признаки» в этой же игре с прилагательными обогащали словарный запас детей.
Последовательность создания лимерика можно разделить на 3 этапа:
1.       Выбираем объект о ком или о чем будет стихотворение.
Мы работаем по лексическим темам, выбор героя посвящен теме недели.
Лимерик начинаем со слов Жил- был…. /выбранный герой/.
И теперь самое трудное подобрать рифму к этому слову. Услышать слово, подходящее по рифме, среди выкриков, предложений детей – это радость и восторг воспитателя! Сначала это тишина или высказывания слов по теме, есть вероятность высказываний ничего не значащих звукосочетаний. Первые лимерики сочиняли, используя помощь взрослых, запас слов взрослых, воспитателей, нянь или обращаемся к помощи интернета в телефоне.
2.Выбрать характеристику герою и рифмованному предмету, а именно подбор слов «признаков», прилагательных, причем положительные, сказочные, фантастические признаки, «очеловечивание» предметов придают лимерикам особый шарм. Строчки можно увеличить местом действия, разнообразить временные рамки.
3. Третья и четвертая строчка посвящается словам «действиям». Любые предложения необычного действия, сказочные, невероятные, фантастические действия героя лимерика, где рифмуются глаголы, для этого взрослый может поменять местами слова в предложении ребенка и рифма готова.
Первая строка – выбор героя (синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя (веселый телёнок)
Третья строчка – реализация действия (что герой делал) (лапами как крыльями махал)
Четвертая строчка – (что герой ещё делал) (птичек всех напугал)
Пятая строчка – вывод или своё отношение к герою (вот какой чудной медвежонок)
Рифмуются первая и вторая строка и третья с четвертой, а пятая без рифмы.
Я использую в работе с детьми методику обучения детей составлению рифмованных стишков, лимериков уже не первый год, подбираю картинки, распечатываю и оформляю их в альбом. Родители с восторгом слушают шуточные стихи, а дети развивают речь. Вот что сочинили дети, почитайте и улыбнитесь.
Приложение:
Жил-был доверчивый верблюжонок,
Он был толстый как медвежонок.
Верблюжонок в школу ходил,
портфель тяжелый носил, на перемене жабу проглотил,
У директора прощения просил.
Вот какой странный верблюжонок!

Жил-был веселый жираф.
Он был длинный как волшебный шкаф.
Жираф с обезьянами играл,
на воздушном шарике их катал.
Вот какой необычный жираф!

Жил-был послушный слоненок,
Он был добрый как домовёнок.
Слоненок мартышке крылья связал и с ней в парке долго играл!
Вот какой хороший слоненок.

Жил-был рыжий тигренок.
Он был радостный как львенок.
Тигренок с машинками играл, подарки детям раздавал.
Вот какой щедрый тигренок!


Жил-был веселый лимон
Он был похож на быстрый фургон.
Лимон картины рисовал,
На ужин гостей приглашал.
Вот какой добрый лимон!

Жила-была красивая груша,
Она была дружелюбная капуша.
Груша на лошади малышей катала,
вечером громко песни распевала,
Дома пыль протирала,
В пятницу компотом всех угощала!
Вот какая радостная груша!
Литература:
1.       Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду
2.       Измайлова Е.И. Синельников И.Ю. Учимся думать и запоминать, Издательство: АРКТИ, 2018
3.       Подгорных О.М. Попова Г.П. Занятия с применением ТРИЗ издательство: Учитель, 2020
2021