Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Лунева И. А. Программа внеурочной деятельности «К тайнам слова»

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается ещё в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создаёт именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа курса внеурочной деятельности «К тайнам слова» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Цель и задачи программы
Цель курса – обо­гащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого обще­ния в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
·          развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
·          углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
·          пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
·          развитие мотивации к изучению русского языка;
·          развитие творчества и обогащение словарного запаса;
·          совершенствование общего языкового развития учащихся;
·          совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
·          углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
·          воспитание культуры обращения с книгой;
·          формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
·          воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
·          развивать смекалку и сообразительность;
·          приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
·          развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
·          учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Особенности программы «К тайнам слова»
Курс состоит из трёх частей:
1) «Звучащая строка»
2) «Таинства лексики»
3) «Слово о словах»
В первой части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Во второй части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
В третьей части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
·          занимательность;
·          научность;
·          сознательность и активность;
·          наглядность;
·          доступность;
·          связь теории с практикой;
·          индивидуальный подход к учащимся
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
·          лекции;
·          практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
·          анализ и просмотр текстов;
·          самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
·          игровая;
·          теоретическая;
·          практическая
Основные методы и технологии
·          технология разноуровневого обучения;
·          развивающее обучение;
·          технология обучения в сотрудничестве;
·          коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Ожидаемые результаты
К концу изучения курса учащиеся:
·          обладают опытом групповой работы и опытом межгрупповых обсуждений нетривиальных вопросов естествознания
·          интересуются русским языком как к учебным предметом;
·          развита мотивации к изучению русского языка;
·          обогащение словарного запаса;
·          совершенствование общего языкового развития учащихся;
·          совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
·          расширение знаний и представлений о литературном языке.

Учебно-тематический план (5 класс)

№п/п

Содержание программы

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных


1.
Что такое орфоэпия?
1

Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форм общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
2.
Что такое фонография или звукозапись?
1

3.
Звуки не буквы!
1

4.
Звучащая строка.
1

5.
Банты и шарфы.
1

6.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
1

7.
Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях.
1

8.
Имена вещей
1

9.
О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

10.
В царстве смыслов много дорог.
1

11.
Как и почему появляются новые слова?
1

12.
Многозначность слова.
1

13.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1

14.
Об одном и том же - разными словами.
1

15.
Как возникают названия.
1

16.
Слова – антиподы.
1

17.
Фразеологические обороты.
1

18.
Словари «чужих» слов.
1

19.
«Он весь свободы торжество».
1

20.
Мы говорим его стихами.
1

21.
Слова, придуманные писателями.
1

22.
Слова уходящие и слова – новички.
1

23.
Словарь языка Пушкина.
1

24.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1

25.
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1

26.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1

27.
Словарь-грамотей.
1

28.
Научная этимология.
1

29.
Какие бывают имена?
1

30.
Древнерусские имена.
1

31.
Смуглая Чернавка.
1

32.
Отчество и фамилия.
1

33.
Времена года.

1

34.
Итоговое занятие.
1


Список литературы

1.       Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
2.       Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
3.       Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
4.       Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. 1987.
5.       Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
6.       Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
7.       Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
8.       Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
9.       Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
10.   Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
11.   Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
12.   Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.

2020