Библиографическое описание:
Потапова Н.В. Дидактическое пособие для логопедов, учителей и родителей по развитию фонематических процессов детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Монстрики» // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Фонематический слух – это способность человека слышать и различать фонемы, или звуки в слове, определить наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Формирование фонематических процессов у детей с ОВЗ такие же, как у детей с нормой в развитии при обучении грамоте звуко-буквенным методом, зрительно-логическим или смешанным методом. Но применение дидактических пособий для формирования фонематических процессов у этой категории детей позволяет внести игровые элементы, чтобы более продолжительно удерживать внимание ребёнка.
Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы школьника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Логопеды в своей работе используют различные приёмы для развития фонематического слуха. Основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, это открыть для детей особый мир звуков человеческой речи, сделать звуки привлекательными и значимыми! Вслушиваясь в слова и играя с ними, ребёнок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
Паспорт пособия
Автор: Потапова Наталия Васильевна учитель-логопед МОКУ С (К) ОШ №4 г. Якутск.
Дидактическое пособие предназначено для детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Цель: развитие фонематических процессов у детей с ОВЗ
Задачи:
развитие фонематических процессов (определение количество звуков в слове, их последовательности, характеристика звуков, звуковой анализ);
автоматизация и дифференциация звуков [С], [Ш];
активизация, обогащение словарного запаса в соответствии с лексической темой;
развитие связной речи;
развитие психических процессов;
развитие мелкой моторики рук.
Описание
Игровое пособие может быть использовано учителями, логопедами, дефектологами школьных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей. Также может быть использовано родителями для закрепления умений и навыков, полученных детьми на коррекционных занятиях.
Оборудование: дидактическое пособие на липучках, в него входят 5 развивающих игр, 6 полноцветных картинок формата А4, ламинированных плёнкой, 2 листа оформлены из яркого-красочного фетра, сопровождается методическими рекомендациями. Яркие картинки и оригинальный крепёж элементов делают игру на липучках невероятно увлекательной!
В пособии представлены следующие игры:
1.Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме»
Цель: Добиться от ребёнка правильного длительного произношения звуков [С], [Ш]. Учить определять положение губ, языка при произнесении этих звуков.
Ход игры:ребёнок должен распределить картинки по нужным схемам.Чем отличаются звуки [С] и [Ш]? Какую форму принимают, губы при произнесении звуков [С], [Ш]? Где у вас находится язычок? Какая воздушная струя выходит при произнесении звуков? Посмотрите, одинаковые у нас получились схемы или разные? Таким образом, эти звуки тоже разные и их нельзя путать.
2.Дидактическая игра «Стоматолог»
Цель: развивать фонематический слух, внимание и мелкую моторику.
Ход игры: Услышав звук С, хлопаем в ладоши и рисуем точки на зубах. Например: c, п, к, c, х, с, м, д, ш, с. Смотрите, сколько у него кариеса. Нужно их вылечить. А кто лечит зубы ребята? Стоматолог. Молодцы!
Сейчас мы с вами превратимся в стоматологов и будем Монстрику лечить зубы. Берём белый пластилин, если услышите звук [Ш], топаем ножками и заклеиваем все больные зубы белым пластилином ш, т, ш, п, л, ш, з, с, ш.
3.Дидактическая игра «Шоколадки»
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков [С] и [Ш].
Ход игры: Монстрики играли в пиньяту. Они так сильно ударили по пиньяте, что шоколадки разлетелись в разные стороны. Поможем их собрать. Для Сишки собираем шоколадки начинающиеся со слога СИ, для Салли со слога СА, для Шайка со слога ША, для Шусы со слога ШУ (самолёт, санки, сироп, симка, шуба, шуруп, шашки, шашлык).
4.Дидактическая игра «Рыбки»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков [C] или [Ш] в слове (в начале, середине или в конце).
Ход игры: на доске вывешиваются картинки с изображением шубы, лошадки, камыша, самолёта, костюма, кактуса. Педагог предлагает детям распределить картинки по нужным схемам.
5.Дидактическая игра «Подарки»
Цель: Упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры: Салли выбрал подарки со звуком С, а Шуша со звуком Ш. Если вы будете светить на эти подарки сзади фонариком, можно увидеть спрятанный предмет. Ребёнок должен назвать картинку, определить первый звук и раскидать подарки по коробкам. Что находится в этом подарке? Шарф, ты услышал звук Ш. Кто будет, дарить этот подарок? (шляпа, сумка, швабра, самовар, шарик, собака, шахматы, шишка, шарф, стул).
На занятиях прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Как показал опыт работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, использование таких ярких и красочных дидактических игр на занятиях вызывает у детей большой интерес к изучаемому материалу.
Эти игры способствуют развитию высших психических функций, фонематических процессов, сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Правила побуждают детей быть активными, сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно - образном и даже в словесном плане. Важным условием результативного использования дидактических игр является соблюдение последовательности в подборе игр.
Библиографический список
1. Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха/ Варенцова Н.С. Колесникова Е.М.//Начальная школа,-2004,-№6,- с.48-50.
2. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ Жовницкая О.Н. // Начальная школа,- 2001,- №11,- с.41-46.
Потапова Н.В. Дидактическое пособие для логопедов, учителей и родителей по развитию фонематических процессов детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Монстрики» // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Фонематический слух – это способность человека слышать и различать фонемы, или звуки в слове, определить наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Формирование фонематических процессов у детей с ОВЗ такие же, как у детей с нормой в развитии при обучении грамоте звуко-буквенным методом, зрительно-логическим или смешанным методом. Но применение дидактических пособий для формирования фонематических процессов у этой категории детей позволяет внести игровые элементы, чтобы более продолжительно удерживать внимание ребёнка.
Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы школьника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Логопеды в своей работе используют различные приёмы для развития фонематического слуха. Основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, это открыть для детей особый мир звуков человеческой речи, сделать звуки привлекательными и значимыми! Вслушиваясь в слова и играя с ними, ребёнок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
Паспорт пособия
Автор: Потапова Наталия Васильевна учитель-логопед МОКУ С (К) ОШ №4 г. Якутск.
Дидактическое пособие предназначено для детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Цель: развитие фонематических процессов у детей с ОВЗ
Задачи:
развитие фонематических процессов (определение количество звуков в слове, их последовательности, характеристика звуков, звуковой анализ);
автоматизация и дифференциация звуков [С], [Ш];
активизация, обогащение словарного запаса в соответствии с лексической темой;
развитие связной речи;
развитие психических процессов;
развитие мелкой моторики рук.
Описание
Игровое пособие может быть использовано учителями, логопедами, дефектологами школьных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей. Также может быть использовано родителями для закрепления умений и навыков, полученных детьми на коррекционных занятиях.
Оборудование: дидактическое пособие на липучках, в него входят 5 развивающих игр, 6 полноцветных картинок формата А4, ламинированных плёнкой, 2 листа оформлены из яркого-красочного фетра, сопровождается методическими рекомендациями. Яркие картинки и оригинальный крепёж элементов делают игру на липучках невероятно увлекательной!
В пособии представлены следующие игры:
1.Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме»
Цель: Добиться от ребёнка правильного длительного произношения звуков [С], [Ш]. Учить определять положение губ, языка при произнесении этих звуков.
Ход игры:ребёнок должен распределить картинки по нужным схемам.Чем отличаются звуки [С] и [Ш]? Какую форму принимают, губы при произнесении звуков [С], [Ш]? Где у вас находится язычок? Какая воздушная струя выходит при произнесении звуков? Посмотрите, одинаковые у нас получились схемы или разные? Таким образом, эти звуки тоже разные и их нельзя путать.
2.Дидактическая игра «Стоматолог»
Цель: развивать фонематический слух, внимание и мелкую моторику.
Ход игры: Услышав звук С, хлопаем в ладоши и рисуем точки на зубах. Например: c, п, к, c, х, с, м, д, ш, с. Смотрите, сколько у него кариеса. Нужно их вылечить. А кто лечит зубы ребята? Стоматолог. Молодцы!
Сейчас мы с вами превратимся в стоматологов и будем Монстрику лечить зубы. Берём белый пластилин, если услышите звук [Ш], топаем ножками и заклеиваем все больные зубы белым пластилином ш, т, ш, п, л, ш, з, с, ш.
3.Дидактическая игра «Шоколадки»
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков [С] и [Ш].
Ход игры: Монстрики играли в пиньяту. Они так сильно ударили по пиньяте, что шоколадки разлетелись в разные стороны. Поможем их собрать. Для Сишки собираем шоколадки начинающиеся со слога СИ, для Салли со слога СА, для Шайка со слога ША, для Шусы со слога ШУ (самолёт, санки, сироп, симка, шуба, шуруп, шашки, шашлык).
4.Дидактическая игра «Рыбки»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков [C] или [Ш] в слове (в начале, середине или в конце).
Ход игры: на доске вывешиваются картинки с изображением шубы, лошадки, камыша, самолёта, костюма, кактуса. Педагог предлагает детям распределить картинки по нужным схемам.
5.Дидактическая игра «Подарки»
Цель: Упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры: Салли выбрал подарки со звуком С, а Шуша со звуком Ш. Если вы будете светить на эти подарки сзади фонариком, можно увидеть спрятанный предмет. Ребёнок должен назвать картинку, определить первый звук и раскидать подарки по коробкам. Что находится в этом подарке? Шарф, ты услышал звук Ш. Кто будет, дарить этот подарок? (шляпа, сумка, швабра, самовар, шарик, собака, шахматы, шишка, шарф, стул).
На занятиях прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Как показал опыт работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, использование таких ярких и красочных дидактических игр на занятиях вызывает у детей большой интерес к изучаемому материалу.
Эти игры способствуют развитию высших психических функций, фонематических процессов, сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Правила побуждают детей быть активными, сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно - образном и даже в словесном плане. Важным условием результативного использования дидактических игр является соблюдение последовательности в подборе игр.
Библиографический список
1. Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха/ Варенцова Н.С. Колесникова Е.М.//Начальная школа,-2004,-№6,- с.48-50.
2. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ Жовницкая О.Н. // Начальная школа,- 2001,- №11,- с.41-46.