Яковлева А.С. Влияние нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия на развитие устной и письменной речи младших школьников
Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf
Аннотация: Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Ключевые слова: фонематический слух, фонематическое недоразвитие, артикуляция, фонематическое восприятие Изучение речевого развития отечественными учёными показало, что у многих детей в возрасте 6-7 лет имеются отклонения в формировании фонематичекого слуха и восприятия. Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. В работах А. Н. Гвоздева, К. И. Чуковского и целого ряда других авторов мы находим высказывание о том, что ещё в преддошкольном возрасте звуковая сторона речи может стать предметом детского внимания. Н. X. Швачкин в своих исследованиях показывает, что ребёнок при нормальном развитии уже в преддошкольном возрасте различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит их сам, то есть ему доступно фонематическое различение звуков в слове на слухопроизносительной их дифференциации. Однако слово при этом не расчленяется ребёнком на составные части, звуковая структура его им не осознаётся. Ребёнок не может сказать, какое место занимает тот или иной звук в слове, не умеет выделить последовательность звуков в нём [4]. Сознательное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями начинается при обучении дошкольников или первоклассников. Д. Б. Эльконин отмечает, что «от того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии» [4]. Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха: — недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено; — недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; — глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове. Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], [J1], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д1]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д*]; звуки [л], [р], [р*]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный []']; гласный [ы]. 2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим. 3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико- фонематическими. 4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ» [5]. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие [5]. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни: 1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно. 2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие - важнейший механизм развития произношения. Несформировашюсть фонематического слуха приводит к серьёзным препятствиям в овладении учениками письменной речью. Школьники не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда: «ожик» вместо ёжик, «отка» вместо утка, «ола» вместо юла, «моет» вместо моют; звонкие и глухие согласные: «трупочка» вместо трубочка, «корький» вместо горький и т. п.; свистящие и шипящие: «суски» вместо сушки, «сустрый» вместо шустрый и т. п.; свистящие, шипящие и аффрикаты: «тяйка» вместо чайка, «шулки» вместо чулки, «куриса» вместо курица, «чепки» вместо щепки, сонорные: вместо ржи — «лжи», мебель — «небель»). Появляются и такие ошибки: пропуск гласных и согласных букв (день — «днь», между — «межу»); перестановка букв, лишние буквы (лужа — «нулжа»); пропуск слогов, лишние слоги (дорожке — «дожке», тишина — «тишинына»); замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»); замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»); обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом — «крюгом», люди — «луди»); обозначение мягкости при помощи ь (васильки — «василки», большие — «бол-шие»); недописывание слов (мышка — «мышк»); замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»); раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полипу», столбом — «с толбом»). Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. P. E. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) [5]. По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [5]. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, слова сложной слоговой структуры, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Таким образом, наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует комплексной систематической работы над формированием фонематического слуха и фонематического восприятия. Литература 1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи уст. дошкольников / З. Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. - СПб. Детство-Пресс, 2004.-147 с. 2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 336 с. 3. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2001 № 11. - с. 41-46 4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под ред. Проф. Г. В. Чиркиной - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с. 5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений М. Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М. Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с. 6. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240стр.