Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Канцер Я.М., Яровых С.В., Пояркова Н.Е. Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее социально-личностное развитие в условиях «СПб ГБУ

Библиографическое описание:

Канцер Я.М., Яровых С.В., Пояркова Н.Е. Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее социально-личностное развитие в условиях «СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7» (научно-практическая статья) // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся «острые ощущения», они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще.

Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы направленной на развитие социальных навыков, познавательной активности, расширение контактов с социумом, обогащение личного опыта и багажа знаний с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В нашем учреждении осуществляется многоуровневая система социализации воспитанников в условиях стационарного учреждения социального обслуживания «Центра содействия семейному воспитанию», а также интеграция детей и подростков в среду сверстников в соответствии с индивидуальными возможностями.

Для формирования мотивации познавательной деятельности подростков педагогический коллектив Центра выделил три основные направления в решении данного вопроса:

1. Создание благоприятных условий, приближённых к домашним, способствующих развитию личности.

2. Нравственно-эстетическое воспитание подростков, как основа формирования личности и подготовка к будущей самостоятельной жизни.

3. Развитие навыков общения, как основа всей коррекционно-развивающей работы, одно из важных условий социальной адаптации подростков (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) с привлечением представителей СО НКО, образовательных организаций.

Контингент воспитанников ЦССВ № 7:

· дети – сироты.

· дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети интеллектом N.

· дети с интеллектуальной недостаточностью (задержка психического развития, умственная отсталость лёгкой степени выраженности, умственная отсталость умеренной степени выраженности).

В ЦССВ № 7 создана модель целостного педагогического процесса.

Большая работа проводится в рамах обеспечения реализации права детей на досуговую деятельность и удовлетворение духовных потребностей. В нашем учреждении данное направление реализуется педагогическим персоналом (воспитателями, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, педагогом-организатором, музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО) и волонтёрами. Педагогический коллектив старается, чтобы у ребят не было бесцельного досуга, внеурочное время должно быть наполнено содержательным, интересным, увлекательным, полезным.

В рамках обеспечения реализации права воспитанников на получение дополнительного образования в учреждении активно работают студии и мастерские дополнительного образования: студия изобразительной деятельности, мастерская рукоделия, спортивная секция, кружок хореографии, кружок домоводства.

Для подростков досуг-огромное пространство приобретения знаний и расширения духовного горизонта, развитие интересов, способностей, талантов. Досуг становится пространством принятия собственных решений.

Благодаря программам социальной адаптации, целью которых является повышение альтернативной привлекательности занятий по интересам в период внеурочной деятельности, педагоги Центра добиваются хорошей адаптации и социализации детей. Подростки с удовольствием посещают школу, делают домашние задания, с интересом посещают занятия по программам дополнительного образования.

В нашем Центре уже несколько лет реализуются проекты, направленные на социализацию, адаптацию и профессиональную ориентацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

«Город – сад» - проект направлен на социализацию детей с ментальными особенностями

«Большой Петербург» - проект направлен на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с различными интеллектуальными особенностями

«Настоящее будущее» - проект направлен на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с различными интеллектуальными особенностями

«Время жить» - театральный проект направлен на инклюзивное образование и воспитание детей и подростков.

Цель данных проектов – развитие социальных навыков, познавательной активности детей-сирот, расширение их контактов с социумом, обогащение личного опыта и багажа знаний, преодоления последствий психологической или моральной травмы, нанесенной опытом проживания ребенка в условиях неблагополучной семьи или потерей близкого человека, профессиональная ориентация.

С 2020 года в нашем учреждении реализуется проект «Зеленый телевизор», целью которого является создание подростками альманаха из шести анимационных роликов на экологическую тематику с последующими публикациями в социальных сетях для общественного просмотра и зрительскими показами на международных фестивалях.

Задачи проекта «Зелёный телевизор»:

· вместе с детьми создать живое, интересное, местами смешное телевидение, рассказывающее об экологических проблемах, решениях и том, как жить «без вреда».

· познакомить участников с разными форматами и жанрами видео, техниками анимации.

· научить методам конструирования историй, правилам съемки и записи звука, основам монтажа.

· вместе снять и презентовать серию репортажей и финальный анимационный ролик.

· познакомить широкую аудиторию с роликами в социальных сетях, отправить на международные фестивали.

Воспитанники, занимающиеся в мастерских, не только приобретают трудовые навыки, но и активно принимают участие во всероссийских конкурсах, городских конкурсах, в детских фестивалях творчества, в спортивных соревнованиях. Участвуют в культурно-развлекательных мероприятиях, в выставках художественных работ и работ декоративно-прикладного творчества, на площадках Санкт-Петербурга и других регионов нашей страны и за рубежом (Сочи, Евпатория, Великий Устюг, Италия), организуемых государственными учреждениями и благотворительными фондами, из которых хочется особо отметить благотворительный фонд «Шаг навстречу». Работы наших воспитанников участвуют в конкурсах наряду с работами детей без отклонений в развитии. Это говорит о том, что наши дети вполне могут применить полученные навыки и найти в дальнейшем своё место в жизни.

Мы хотим видеть наших воспитанников сейчас и в будущем счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, интересующимися и познающими мир. Не всегда это получается, и наша задача – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Библиографический список

1.Лихтарников А. Л. Диагностика и психотерапия детей групп риска. В кн. Дети группы риска. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. С. 71–96.

2.Яковлева Н.Ф. Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений дополнительная профессиональная образовательная программа. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 62 с.

3.Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н. А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46 с.

4.Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска»: Материалы круглого стола // Социальная педагогика, 2006. - № 3. С. 7.
2023