Актуальные вопросы начального общего образования

Дидух О. В. Использование метода интеллект-карт в работе с одаренными детьми

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется организации работы с одаренными детьми, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для современного обучающегося важно уметь работать с текстом, обрабатывать, понимать, систематизировать, анализировать информацию. В работе с одаренными детьми использую интересный метод интеллект-карт.
Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, специалистом в области саморазвития, развития памяти и мышления. Английское слово «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты» или «карты мышления», но чаще всего используется термин «интеллект-карта».
Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления
Эффективность использования интеллект-карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Ребёнок, узнавая информацию, пользуется преимущественно левым полушарием. При использовании метода интеллект-карт в процессе усвоения информации у детей задействуются оба полушария головного мозга, благодаря чему обеспечивается наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. (рис.1)

Рисунок 1.


Создавая интеллект-карту дети задействуют весь потенциал своего мозга: записывают, запоминают и классифицируют информацию, развивают память, мышление (ассоциативное, творческое, логическое), чего не происходит при работе с готовыми схемами.
Алгоритм составления интеллект – карты довольно прост:
1.       Основная идея, проблема, слово располагается в центре
2.       Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
3.       Главные ветви соединяются с центральной идеей.
4.       Остальные ветви соединяются с главными ветвями (ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми).
5.       Над каждой ветвью пишется одно ключевое слово (на начальных этапах используйте символы, знакомые для детей знаки).
6.       Разрешайте ветви заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними (используйте цветные карандаши, маркеры).
7.       Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать картинки, рисунки, символы, ассоциации о каждом слове).

Рисунок 2. Алгоритм составления интеллект-карты


Обучение составлению интеллект-карт должно идти постепенно: сначала проводится анализ готового образца, затем совместное составление, потом работа в группе, а уж после этого индивидуальная работа.
Составление карты - необычный вид деятельности, в тоже время- это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект – карты можно по самым разным темам и на разных занятиях. При этом процесс изучения темы становится интересным, так как дети могут самостоятельно экспериментировать, придумывать разные формы карт, свои условные обозначения, рисунки.
Карты периодически пополняются в процессе получения новых сведений.
Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, самое главное - это процесс получения нового знания.
С помощью интеллект-карт можно классифицировать значительное количество информации по различным темам и по предметам. В процессе изучения новых тем, с целью обобщения и систематизации знаний составляются и используются карты памяти: «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Личные местоимения», «Глагол», «Части слова». (рис.3) По теме: «Предложение» указывают морфологические признаки изученных частей речи, а также смогут продолжить заполнять карту по мере изучения новых.

Рисунок 3. Интеллект-карты по темам: «Глагол», «Имя прилагательное».

 
Для создания интеллект-карт существует достаточно много сервисов. Наиболее удобна программа XMind. Она проста, занимает немного места на диске, русифицирована и имеется в бесплатном доступе в интернете. Программа XMind. предоставляет выбор множества шаблонов и стилей оформления для интеллект-карт: легко добавлять различные диаграммы, ссылки, аудио-файлы, изображения, таблицы, смайлы, комментарии и многое другое.

Рисунок 4. Интеллект-карта в XMind


Также создавать карты памяти можно с использованием программ SMART Notebook, Power Point.
Метод интеллект-карт даёт для одаренных ребят огромные возможности в процессе обучения.
Работая с интеллект-картой одаренный ребенок, опираясь на простые логические операции (сравнение, сопоставление, расположение в пространстве) переходит к более сложным (анализ, дифференциация, классификация), при этом в полной мере проявляет свой интеллектуальный, коммуникативный и творческий потенциалы
Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний у обучающихся, повышает уровень усвоения материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, проявлению познавательной активности и интереса к изучению любого предмета
Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся, позволяя одаренным ребятам наиболее полно самореализовываться.
Преимущества использования интеллект- карт в работе с одаренными детьми:
• задействует оба полушария головного мозга;
• повышает желание работать в выбранной тематике;
• помогает запоминанию материал;
• помогает быстрому и полному обзору темы;
• можно использовать для создания выступлений, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработки проектов, презентаций;
• улучшает все виды памяти;
• развивает познавательную активность;
• формирует орфографические и пунктуационные навыки;
• помогает коллективному решению сложных задач;
• предусматривает как индивидуальную, так и коллективную работу;
• помогает проявить творческий подход к изучаемой теме.
В результате систематической работы по созданию интеллект-карт обучающиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка и его индивидуальности.

Библиографический список


1. Савенков А. И. «Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / Художник Левина Л. И. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 352 с.: ил. – (Семейная педагогика)
2.Тони Бьюзен Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления/ переводчик Константинова Ю. – Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2019 г., 208 с.
3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н. Б. Шумяковой — М.; Просвещение, 2006.
4.Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. – 2008. – Т. 9, вып. 1.
2021