НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Малова Е.С. Использование медиаресурсов на уроках математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Очень часто на уроках математики задается вопрос: Зачем мы изучаем векторы, тригонометрию, производные, интегралы, логарифмы и как это пригодится в жизни? На этот вопрос можно дать такой ответ: для развития мышления, памяти, логики, внимания, культурного развития, формирования порядка, четкого алгоритма решения любой жизненной ситуации, формирования культуры поведения в обществе, на работе, дома. И чтобы вовлечь студента в работу, заинтересовать его, необходимо осуществлять связь его интересов (интернет, игры, видео) с математическими формулами, графиками, выводами, правилами. Со студентами специальности «Правоохранительная деятельность» можно поиграть в игру «Следствие ведут знатоки», после изучения темы «Производная и ее геометрический и физический смысл». Во время игры предложить каждому провести собственное расследование в программе LearningApps, которая позволяет найти и сопоставить друг другу нужные элементы.
Насыщенное и постоянное использование медиаресурсов может потерять свою значимость, интерес у студентов и возможность исследовательской деятельности, поэтому все хорошо в меру. Можно применять электронное обучение на моментах, которые менее запоминаются и они упоминаются на уроках вскользь, например, точки минимума и максимума, промежутки возрастания и убывания при изучении темы: «Функции, их свойства и графики», алгоритм преобразования графика, свойства корня n степени. Поочередно с объяснением у доски, на проекторе обращать на это внимание.
Рассмотрим фрагмент задания: «Определить свойства функции по графику».
Педагог чертит мелом на доске график.
Обсуждаются и записываются в тетрадях известные свойства функции: область определения функции, область значения функции, координаты точек пересечения с осью Ox, Oy, промежутки на которых положительна (отрицательна) функция. Точки максимума и минимума? Студенты теряются в ответах. Преподаватель объясняет понятия точек максимума и минимума, и называет эти точки. Затем задается вопрос: А чему равно наибольшее и наименьшее значения функции? Тогда преподаватель показывает на слайдах другие примеры графиков функций и просит найти точки максимума и минимума, минимальное и максимальное, наибольшее и наименьшее значения функции, тем самым озадачивая и заинтересовывая студента. Создается проблемная ситуация, которую необходимо разрешить и понять. Студент включается в процесс. Педагог обращает внимание студентов на то, что точка минимума может быть больше точки максимума. Также можно проговорить промежутки возрастания и убывания функции, которые тесно связаны с рассмотренными выше моментами. Если есть время, то можно попросить студента нарисовать произвольный график в программе GeoGebra и исследовать его по известному алгоритму.
При изучении темы: «Преобразования графиков функций» можно для каждого вида изучаемых функций продемонстрировать их шаблоны в программах Desmos. Calculator и GeoGebra, показать всевозможные сдвиги графиков вверх, вниз, вправо, влево, сужение или расширение. При изучении тем: «Геометрические тела» и «Построение сечений многогранников» также можно использовать электронные ресурсы. Для подсчета вершин, ребер, граней многогранника подходит игра Kahoot. При этом используется проектор и электронные устройства студентов. Учащийся видит на проекторе вопрос, думает несколько секунд и отвечает в своем электронном ресурсе, выбирая нужного цвета прямоугольник.
Для вычисления нужных значений, которые невозможно найти в уме можно использовать он-лайн калькуляторы. При проведении практической работы на графическое решение уравнений и неравенств, где необходимо осуществить преобразования дробно-линейной, показательной, логарифмической или квадратичной функции можно разрешить проверить свое решение в известных графических программах. Но сначала студент должен выполнить графическое и аналитическое решение в тетради, если оно не совпало, тогда найти ошибку с помощью электронных ресурсов. Также ту теорию, которую приходится диктовать на уроках, попросить написать конспект заранее, чтобы студент составил, например, таблицу по геометрическим телам сам, взяв информацию из интернета. Но есть и минусы использования электронных ресурсов: нет возможности оборудовать кабинет математики проектором и, например, для игры кахут компьютером каждого студента. В кахут можно играть и на мобильном устройстве, только все равно необходимо использование проектора, чтобы видели все вопросы студенты. Необходимо опираться больше на новизну и разнообразие используемых электронных ресурсов, для большего развития интереса, вовлечения в процесс.

Библиографический список

1.       Вирченко Н.А. Графики функций: справочник/ Ляшко И.И.-Киев: Наук. Думка, 1979.-320с.
2.       Гусев В.А. Математика: Учеб.-справ. Пособие/ А.Г. Мордкович.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.- 671с.
2019