НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Синцова Н.В. Конспект непосредственной образовательной музыкальной деятельности с детьми подготовительной группы «Мир нужен на земле всегда!»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


Предварительная работа: на предыдущих музыкальных занятиях разучивается игра с флажками (Эстонская народная мелодия – композиция движений Л.Генераловой), нужно отработать навык передачи флажка  правой рукой, взятие чужого флажка левой рукой и передача его в свою правую руку.
На предыдущих  музыкальных  занятиях  разучивается песня «Моя Россия» музыка Г.А.Струве, стихи Н.Соловьёвой.
Цель: познакомить детей с фрагментами из Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича, вызвать эмоциональный отклик на музыку.
Задачи: продолжать развивать чувство ритма, слышать начало и окончание музыкальных фраз, согласовывать свои действия с действиями товарищей, уметь ориентироваться в пространстве.
Материалы и оборудование: музыкальный центр для включения записи музыки Седьмой симфонии Шостаковича, флажки 4 цветов на каждого ребёнка группы; 4 флажка на кубике, которые  стоят на полу, экран и проектор для демонстрации слайдов.
Ход деятельности:
Музыкальный руководитель и дети здороваются друг с другом 
попевкой.
Музыкальный руководитель: Ребята, приближается дата 22 июня.
22 июня 1941 года в нашей стране началась Великая Отечественная война. В этот день в 4 часа утра на мирное население без объявлений войны напала фашистская Германия.
( Показывается на экране слайд).
Началась война, годы тяжёлого подвига нашего народа, одержавшего  победу в этой войне. Сохранять  мужество, проявлять стойкость и верить в грядущую победу людям помогала  музыка. Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович сочинил  Седьмую симфонию, названную людьми в последствии Ленинградская.
( Показывается на экране фото композитора).
Город  Санкт – Петербург назывался в то время Ленинград. Фашисты окружили этот город со всех сторон, взяли его в блокаду. Единственная дорога к городу  возникала зимой, когда замерзало Ладожское озеро, по льду могли ехать грузовики с продуктами для жителей города, эту дорогу называли дорогой жизни. Очень  трудно приходилось жителям Ленинграда в дни блокады, им выдавали на день один кусочек хлеба, который был их питанием на целый день.
9 августа 1942 года фашисты предполагали, что будут праздновать победу в завоёванным ими городе. А вместо этого они услышали трансляцию, которая велась из Большого зала филармонии, исполнения Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. В первой части симфонии есть тема нашествия, которой композитор передал образ врага – фашистов. Давайте послушаем эту музыку.
(Включается  запись музыки).
Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (Ответы детей). Да это
какой – то устрашающий, гнетущий, пугающий  марш.
Чтобы исполнить Седьмую симфонию в Ленинграде. Пришлось приложить немало усилий. В городе осталось лишь 15 музыкантов, способных участвовать в оркестре.
(Показывается слайд с изображением инструментов симфонического оркестра).
 В воинских частях находили музыкантов, переправляли их в Ленинград для исполнения симфонии. В  первый год войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович знал, чем она закончится. Давайте послушаем конец этой симфонии.
(Включается фрагмент).
Что вы   слышите  в этой  музыке? Да это ликующая  радость Победы.  
Давайте поиграем в игру  с флажками. Вам нужно  будет  поменяться флажками, построиться в команды  по цвету  своего флажка. (Детям раздаются флажки 4-х цветов: красного, жёлтого, синего  и зелёного. Помимо флажка в руках  ребёнка, в зале расставляются  4 флажка  разного цвета в разных местах зала.
Дети образуют круг  вокруг  флажка своего  цвета).
Проводится игра с флажками, музыка «Эстонский народный танец» (композиция движений Л.Генералова). ( Игра  разучивается  с детьми
на предыдущих   музыкальных занятиях. По ходу игры музыкальный руководитель  уточняет действия  детей). Делается вывод, какая команда  одержала  победу. Игра проводится ещё раз.
А  теперь давайте  соберём  флажки  и поиграем ещё в одну игру.
Она называется «Чей отряд быстрей  соберётся?» (музыка Д.Б.Кабалевского). Мы должны встать в  четыре команды. Команды 
Выстраиваются за  своим капитаном команды  (командиры стоят по 4 углам музыкального зала). Вы  должны внимательно  слушать   музыку, команды начинают двигаться  с началом  музыкальной  фразы. Они красиво и бодро маршируют к центру. С  началом второй  части музыки  вы разбегаетесь  по музыкальному залу. С концом музыки вы должны  собраться в команду. Чья команда сделает это быстрее, та команда станет победителем.
Проводится игра. Подводятся итоги игры. Игра  повторяется.
Дети садятся.
Музыкальный руководитель: Дмитрий Дмитриевич Шостакович создал такую музыку, потому что считал, что наш  народ обязательно  победит в этой  войне. Ведь мы  защищали  свою землю, свою Родину, своё Отечество, землю на которой жили наши предки. «Наше дело правое, победа будет за нами», - так прозвучало
по радио  в  первые дни войны. Давайте  послушаем стихи о 
  о  Родине, которые выучили ребята
Дети: Наша Родина Россия,
И об этом знаю я.
Это солнце  в небе синем,
Лес, моря, луга, поля.
Знаю, также, что Россия –
Край любимый  мой, родной.
И далёкие дороги
Приведут  всегда домой.
Родиной  ещё зовётся
Наша дружная  семья:
Мама, папа, мой  братишка,
Наша бабушка и я.
Музыкальный  руководитель: Мы живём с вами в России, любим свою страну, гордимся её  историей, работаем для блага  людей этой  страны.
Давайте закончим наше занятие  песней, в которой  передаётся  любовь и нежность к нашей Родине. Написал её  композитор Георгий Александрович Струве, руководитель  детского хора «Пионерия»
(Демонстрируется слайд с портретом композитора).
Исполняется песня «Моя Россия» музыка Г.А.Струве, стихи Н.Соловьёвой.
Музыкальный  руководитель  подводит итоги занятия.
Вспоминает, что за  событие отмечается 22 июня.
Какое музыкальное произведение услышали на сегодняшнем музыкальном занятии. Прощаются попеакой.
           Cписок использованной литературы:
1) Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного  возраста» Издательство «Русское слово» 2020 г.
2) Г.А.Струве «Нотный  бал» Издательство «Дрофа» 2007г.

2022