Библиографическое описание:
Полынская И.Е. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Главное в работе с одаренными и талантливыми детьми - это создание условий для их воспитания, развития и обучения. Организуя индивидуальную работу с такими обучающимися, использую различные педагогические средства.
Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:
Урочная деятельность:
1.проектная деятельность;
2.нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления;
3.самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня);
4.работа в группе.
Внеурочная деятельность:
1.предметные недели;
2.научно-практические конференции;
3.олимпиады по предмету;
4.участие в конкурсах исследовательских работ;
5.музыкально-литературные гостиные.
Используемые технологии:
Технология педагогической поддержки.
Технология состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, применяется при разработке индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут(ИОМ).
При построении индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка содержание образования формирую на основе:
-личных заказов одарённых детей и их родителей;
-многообразия содержательных аспектов деятельности (теоретического, практического, исследовательского, опытного, познавательного, творческого, самообразовательного и др.);
-реализации вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.
Кейсовая технология.
Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. На уроках использую кейсы различной степени сложности:
Первая степень сложности: предполагает наличие практической ситуации, ее решения.
Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение.
Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.
7 класс. Русский язык.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?
Задания:
- Сформулировать проблему письменно;
- Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;
8 класс. Литература.
Чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала XIX-го века»?
7 класс. Русский язык.
Причастие.
- подготовить контраргументы противоположной точке зрения.
Домашнее задание: отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.
10 класс. Литература.
И.С. Тургенева «Отцы и дети».
1) Обучающимся даётся современная жизненная ситуация, куда переносятся герои романа. Учитывается начальный этап изучения романа; соответственно, характеры героев не раскрыты обучающимися полностью.
Текст кейса:
Наши дни. Современно обставленная гостиная. Диваны, телевизор. В гостиной Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович Кирсановы (предлагается определить деятельность каждого персонажа в данный момент). По телевидению в информационно-аналитической программе «Времена» идёт обсуждение необходимости клонирования. Какова будет реакция каждого находящегося в гостиной? (Обучающимся даётся конкретная ситуация из текста произведения).
Технология индивидуального обучения.
Технология предусматривает оригинальную нелинейную конструкцию урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с одаренными и талантливыми учениками.
Задания для 2 группы:
Класс, предмет
Задание
5 класс, русский язык
Задание:
1. По пройденному материалу учебника русского языка для 5 класса ребята - пятиклассники составляют ряд заданий для учеников 11 класса, выбирая, на их взгляд, самые опасные места в темах по предмету, которые могут быть прописаны в тестах ЕГЭ.
Условия подготовки:
Материал подбирается из учебника русского языка 5 класса в разрезе тех тем, которые уже были изучены учащимися – пятиклассниками.
Предварительно учитель показал ученикам 5 класса тесты ЕГЭ, с наличием пройденного на сегодняшний день материала в тестах ЕГЭ для 11 класса.
Класс разделен на группы, в каждой группе есть научный руководитель.
Функции каждого участника: на свое усмотрение подобрать материал;
обосновать его важность и уместность.
11 класс, литература
На уроках литературы часто предлагаю выводы, совершенно противоположные логике по результатам анализа произведения; ученики должны доказать неправильность своего суждения или согласиться. Каждый выступает согласно своим способностям, каждый должен защитить свой ответ доводами (Островский «Гроза» - был ли другой выбор, пытаемся переписать конец пьесы, что из этого выйдет; Л.Толстой «Война и мир»- Безухов – искания, женитьба на Элен – был ли другой выбор; М.Шолохов «Тихий Дон» - любовь между Аксиньей и Григорием – к чему привела и стоило ли…)
Технологии проблемного обучения.
Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний. В.И. Белов «Скворцы». «Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку». «Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной». Вопрос ученикам:- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом). Ребятам в 7 классе предлагаю поразмышлять над вопросом: предположим, что Андрий и Остап встретились в бою, что произошло бы дальше? Проблемный вопрос для учеников 9 класса: Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви?
В ходе систематического применения технологии проблемного обучения учащиеся могут следующее: лучше ориентируются не только в содержании отдельного урока, но и в целом по всему изучаемому разделу, самостоятельно сформулировать тему и выделить главное в ней, умеют спланировать свою деятельность для проверки выдвинутой гипотезы.
Технология тьюторства.
Уже в 8 классе стараюсь особо одаренных детей ставить тьюторами при разработке проектов учащимися 5 и 6 классов. Учеников 9-11 классов включаю в жюри различных школьных мероприятий.
Хороших результатов мы достигли в направлении наставничества: ученик – ученик в предметной деятельности «Литература». Такая форма наставничества в нашей школе действует третий год. Проводится групповая работа (4 человека) и парная. Два года выпускницы 11 класса являлись наставниками учениц 10 класса. Сейчас уже ученицы 11 класса - наставники учениц 9 класса. Совместно готовятся к олимпиадам и конференциям по литературе. В чем польза в наставничестве? Ребята учатся друг у друга, повышают свой уровень подготовки к экзаменам, побеждают на конференциях, олимпиадах.
Технология «портфолио».
Основной смысл данной технологии – «показать все, на что ты способен».
В нашем случае учебное портфолио представляет собой форму и процесс организа ции (отбор и анализ) об разцов и продуктов учебно-познава тельной и практической деятельности обучаемого, а также соответствующих информа ционных материалов из внешних источников (от одноклассников, учите лей, родителей, из обще ственных организаций), предназначенных для последующего их анали за, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальней шей коррекции процесса обучения.
Во время обучения мои обучающиеся оформляют:
-тематическое портфолио, создаваемое в процессе изу чения предмета «русский язык», «литература», а также внеурочной деятельности;
-«папку достижений», предназначенную для «по вышения значимости» ученика и отражающую его успехи (похваль ные грамоты за учебу, достижения в проектно-исследовательской деятельности, в творчестве, в общественной жизни, публикации статей и т.д.).
Нетрадиционные формы контроля уровня знаний и умений учащихся.
К таким формам относятся разыгрывание ролей, творческие задания и т. д.
Например, игра в 6 классе «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера). Учителем или учеником предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ребята должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала. По окончании работы мини - поэтические тексты обсуждаются.
Составление сказочных объявлений и телеграмм. Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение – основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.
Так, в 5 классе предлагаю ребятам, подумать над вопросом, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. («Ищу свой хвост», «Учу детей грамоте», «Лечу зверей и птиц») или нравственной коллизии («Жду гостей на свой день рождения», «Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр» и т.д.).
В 7-8 классах проводится урок – портрет. «Портрет» создается путем выполнения индивидуальных и групповых заданий поискового, творческого характера на уроке, а также проверки подготовленных на предварительном этапе домашних заданий учащихся. После разбора произведения, группа выбирает себе персонажа, главного героя, составляет словесный портрет, другие группы называют этого героя, находят недочеты в задании.
Старшеклассникам предлагается игра «Пресс-конференция с автором». Учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, выбирается «автор», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества. К игре «Микрофон» ребята готовятся очень серьезно, они получают задание подготовить речь и произнести ее в воображаемый микрофон.
Таким образом, можно сказать, что индивидуализация образовательной деятельности обучающихся дает большие возможности для развития детской одаренности. А ИОМ - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.
Библиографический список
1.Полынская И.Е., Кондрашова Т.Н.Авторский сборник «Русский язык и литература» «Уроки чтения». Самара 2020 год.
2.Полынская И.Е., Кондрашова Т.Н. Книга для учителей и учеников «Юный филолог». Самара 2021 год.
Полынская И.Е. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Главное в работе с одаренными и талантливыми детьми - это создание условий для их воспитания, развития и обучения. Организуя индивидуальную работу с такими обучающимися, использую различные педагогические средства.
Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:
Урочная деятельность:
1.проектная деятельность;
2.нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления;
3.самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня);
4.работа в группе.
Внеурочная деятельность:
1.предметные недели;
2.научно-практические конференции;
3.олимпиады по предмету;
4.участие в конкурсах исследовательских работ;
5.музыкально-литературные гостиные.
Используемые технологии:
Технология педагогической поддержки.
Технология состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, применяется при разработке индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут(ИОМ).
При построении индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка содержание образования формирую на основе:
-личных заказов одарённых детей и их родителей;
-многообразия содержательных аспектов деятельности (теоретического, практического, исследовательского, опытного, познавательного, творческого, самообразовательного и др.);
-реализации вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.
Кейсовая технология.
Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. На уроках использую кейсы различной степени сложности:
Первая степень сложности: предполагает наличие практической ситуации, ее решения.
Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение.
Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.
7 класс. Русский язык.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?
Задания:
- Сформулировать проблему письменно;
- Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;
8 класс. Литература.
Чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала XIX-го века»?
7 класс. Русский язык.
Причастие.
- подготовить контраргументы противоположной точке зрения.
Домашнее задание: отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.
10 класс. Литература.
И.С. Тургенева «Отцы и дети».
1) Обучающимся даётся современная жизненная ситуация, куда переносятся герои романа. Учитывается начальный этап изучения романа; соответственно, характеры героев не раскрыты обучающимися полностью.
Текст кейса:
Наши дни. Современно обставленная гостиная. Диваны, телевизор. В гостиной Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович Кирсановы (предлагается определить деятельность каждого персонажа в данный момент). По телевидению в информационно-аналитической программе «Времена» идёт обсуждение необходимости клонирования. Какова будет реакция каждого находящегося в гостиной? (Обучающимся даётся конкретная ситуация из текста произведения).
Технология индивидуального обучения.
Технология предусматривает оригинальную нелинейную конструкцию урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с одаренными и талантливыми учениками.
Задания для 2 группы:
Класс, предмет
Задание
5 класс, русский язык
Задание:
1. По пройденному материалу учебника русского языка для 5 класса ребята - пятиклассники составляют ряд заданий для учеников 11 класса, выбирая, на их взгляд, самые опасные места в темах по предмету, которые могут быть прописаны в тестах ЕГЭ.
Условия подготовки:
Материал подбирается из учебника русского языка 5 класса в разрезе тех тем, которые уже были изучены учащимися – пятиклассниками.
Предварительно учитель показал ученикам 5 класса тесты ЕГЭ, с наличием пройденного на сегодняшний день материала в тестах ЕГЭ для 11 класса.
Класс разделен на группы, в каждой группе есть научный руководитель.
Функции каждого участника: на свое усмотрение подобрать материал;
обосновать его важность и уместность.
11 класс, литература
На уроках литературы часто предлагаю выводы, совершенно противоположные логике по результатам анализа произведения; ученики должны доказать неправильность своего суждения или согласиться. Каждый выступает согласно своим способностям, каждый должен защитить свой ответ доводами (Островский «Гроза» - был ли другой выбор, пытаемся переписать конец пьесы, что из этого выйдет; Л.Толстой «Война и мир»- Безухов – искания, женитьба на Элен – был ли другой выбор; М.Шолохов «Тихий Дон» - любовь между Аксиньей и Григорием – к чему привела и стоило ли…)
Технологии проблемного обучения.
Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний. В.И. Белов «Скворцы». «Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку». «Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной». Вопрос ученикам:- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом). Ребятам в 7 классе предлагаю поразмышлять над вопросом: предположим, что Андрий и Остап встретились в бою, что произошло бы дальше? Проблемный вопрос для учеников 9 класса: Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви?
В ходе систематического применения технологии проблемного обучения учащиеся могут следующее: лучше ориентируются не только в содержании отдельного урока, но и в целом по всему изучаемому разделу, самостоятельно сформулировать тему и выделить главное в ней, умеют спланировать свою деятельность для проверки выдвинутой гипотезы.
Технология тьюторства.
Уже в 8 классе стараюсь особо одаренных детей ставить тьюторами при разработке проектов учащимися 5 и 6 классов. Учеников 9-11 классов включаю в жюри различных школьных мероприятий.
Хороших результатов мы достигли в направлении наставничества: ученик – ученик в предметной деятельности «Литература». Такая форма наставничества в нашей школе действует третий год. Проводится групповая работа (4 человека) и парная. Два года выпускницы 11 класса являлись наставниками учениц 10 класса. Сейчас уже ученицы 11 класса - наставники учениц 9 класса. Совместно готовятся к олимпиадам и конференциям по литературе. В чем польза в наставничестве? Ребята учатся друг у друга, повышают свой уровень подготовки к экзаменам, побеждают на конференциях, олимпиадах.
Технология «портфолио».
Основной смысл данной технологии – «показать все, на что ты способен».
В нашем случае учебное портфолио представляет собой форму и процесс организа ции (отбор и анализ) об разцов и продуктов учебно-познава тельной и практической деятельности обучаемого, а также соответствующих информа ционных материалов из внешних источников (от одноклассников, учите лей, родителей, из обще ственных организаций), предназначенных для последующего их анали за, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальней шей коррекции процесса обучения.
Во время обучения мои обучающиеся оформляют:
-тематическое портфолио, создаваемое в процессе изу чения предмета «русский язык», «литература», а также внеурочной деятельности;
-«папку достижений», предназначенную для «по вышения значимости» ученика и отражающую его успехи (похваль ные грамоты за учебу, достижения в проектно-исследовательской деятельности, в творчестве, в общественной жизни, публикации статей и т.д.).
Нетрадиционные формы контроля уровня знаний и умений учащихся.
К таким формам относятся разыгрывание ролей, творческие задания и т. д.
Например, игра в 6 классе «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера). Учителем или учеником предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ребята должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала. По окончании работы мини - поэтические тексты обсуждаются.
Составление сказочных объявлений и телеграмм. Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение – основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.
Так, в 5 классе предлагаю ребятам, подумать над вопросом, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. («Ищу свой хвост», «Учу детей грамоте», «Лечу зверей и птиц») или нравственной коллизии («Жду гостей на свой день рождения», «Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр» и т.д.).
В 7-8 классах проводится урок – портрет. «Портрет» создается путем выполнения индивидуальных и групповых заданий поискового, творческого характера на уроке, а также проверки подготовленных на предварительном этапе домашних заданий учащихся. После разбора произведения, группа выбирает себе персонажа, главного героя, составляет словесный портрет, другие группы называют этого героя, находят недочеты в задании.
Старшеклассникам предлагается игра «Пресс-конференция с автором». Учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, выбирается «автор», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества. К игре «Микрофон» ребята готовятся очень серьезно, они получают задание подготовить речь и произнести ее в воображаемый микрофон.
Таким образом, можно сказать, что индивидуализация образовательной деятельности обучающихся дает большие возможности для развития детской одаренности. А ИОМ - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.
Библиографический список
1.Полынская И.Е., Кондрашова Т.Н.Авторский сборник «Русский язык и литература» «Уроки чтения». Самара 2020 год.
2.Полынская И.Е., Кондрашова Т.Н. Книга для учителей и учеников «Юный филолог». Самара 2021 год.