НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Искра В.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Аннотация
В настоящее время в системе образования все большее внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения.
В данной статье освещены вопросы нравственно - патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Первые годы жизни ребенка имеют огромное значение в развитии его личности, поэтому важно правильно организовать его воспитание, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм, нравственные чувства.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
Константин Паустовский.
В дошкольном учреждении одним из актуальных направлений является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Нравственно – патриотические чувства закладываются с детства у детей. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в тесной связи с родителями - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.
Патриотизм определяется, как потребность принимать участие во всех делах. Наличие таких качеств, как сострадание сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. Результата воздействия на ребенка через систематические занятия, праздники, через игровую деятельность, через быт.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
v Отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;
v Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
v Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
v Рациональное сочетание разных видов деятельности;
v Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
v Детский сад;
v Семья;
v Родная улица, район;
v Родной город;
v Страна, ее столица, символика;
v Права и обязанности (Конституция);
v Права ребенка (Конвенция).
Семья-это ячейка общества. Правильно организованная работа способствует любви в семье, а также воспитанию любви к своей малой родине, к своей стране.
Огромное значение имеет воспитание у детей любви к родному краю, к Хакасии. Ребенок сначала знакомится с детским садом, со своей улицей, затем со своим поселком, республикой в которой проживает, страной, ее символикой.
Знакомство детей с историей, традициями, обычаями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми проводится через экскурсии.
Были проведены экскурсии по поселку, посещение редакции, аптеки, почты, знакомство с историческими памятниками, достопримечательностями, в честь кого они воздвигнуты.
На фактах из жизни семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) детям прививаются такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной» и т. д.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой отечественной войне потому, что любим свою Родину, а она чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, переулков, в их честь воздвигнуты памятники, обелиски. Поэтому ежегодно мы посещаем митинг посвященный Дню Победы, чтим память погибших воинов. Принимаем участие в районных конкурсах к Дню Победы.
Воспитывая любовь к своему поселку- частице Малой Родины, мы воспитываем любовь к своей стране. Ребята должны знать название своей улицы, где проживают, место работы родителей, дату рождения, свою Родину.
Везде на территории Хакасии, России трудятся люди (учителя, врачи, повара, строители и т.д.) и живут люди разных национальностей, соблюдаются традиции и обычаи, празднуются профессиональные и общественные праздники. Например: «День России», «Рождество», «Масленица».
Нравственно - воспитание дошкольников включает в себя такие формы работы: тематическая организованная деятельность, проведение театрализованных представлений, патриотические праздники, экскурсии, игры, наблюдения, занятия, участие в конкурсах разного уровня, детские проекты, спортивные праздники, выставки детских работ.
Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование).
Так были проведены занятия с детьми подготовительной группы «Моя Россия», «Моя малая Родина-Хакасия» с показом презентаций, выступление по теме перед педагогами:
« Хакасский календарь и народные праздники хакасов»
Проведен конкурс работ «Генеалогическое древо моего рода»
Экскурсии по детскому саду, поселку, в музей города Абакана, к мемориалу, погибших героям в годы Великой отечественной войны совместно с родителями.
Разработаны познавательные занятия «Флаг России», «Кремль». С детьми и родителями проводилась беседа «Права ребенка», «Конституция России». Показ презентации «Хакасия – малая Родина».
Распечатаны буклеты по данной теме. Проведено анкетирование родителей «Патриотическое воспитание дошкольников: быть или не быть», увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов).
В детском саду для реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию организована предметно – развивающая среда. По приобщению к русской и хакасской культуре созданы уголки. Уголки с символикой республики Хакасии и России.
Критериями эффективности проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с использованием информационно-коммуникативных технологий является повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре хакасского и русского народа.
Таким образом, привить любовь к своей Родине необходимо в дошкольном возрасте. Дети должны понять, как важно любить свой народ, его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность каким будет будущее. Задача воспитателя правильно организовать занятия по данной тематике. Проведение разного рода занятий и вовлечение детей, родителей в мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию имеет положительный результат.
Такие занятия помогают сформировать нравственно-патриотические чувства, но и личность.
Библиографический список
1.Ю.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ».
2.Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2008.
4.Петрова В.И, Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/ pre_school_education/36432.php
2019