НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кайдашова Г.П., Картамышева М.М., Чепурных В.В. Мастер-класс как эффективная форма сотрудничества с родителями в условиях ДОУ

Библиографическое описание:
Кайдашова Г.П., Картамышева М.М., Чепурных В.В. Мастер-класс как эффективная форма сотрудничества с родителями в условиях ДОУ // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования одна из основных задач дошкольной организации: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

ФГОС ДО предполагает, что совместная деятельность взрослого и ребенка может быть организована через непосредственную образовательную деятельность детей дошкольного возраста. В связи с этим возникает необходимость активного сотрудничества ДОУ (в лице воспитателей), родителей и детей. Только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации происходит полноценное воспитание и развитие дошкольников.

Мастер-класс является эффективной формой взаимодействия ДОУ с родителями. Эта форма работы позволяет улучшить качество сотрудничества педагогов и родителей в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться новыми знаниями, эмоциями, опытом при совместной деятельности.

Каждый ребенок при целенаправленном развитии может стать творческой личностью. Родители и воспитатели при совместном взаимодействии направляют усилия, чтобы воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность, развить у детей в дошкольном периоде способность нестандартно мыслить. Эффективным методом развития творческих способностей детей является знакомство не только их, но и родителей с нетрадиционными техниками декоративно-прикладного творчества, различными материалами, интересными приёмами, используемыми в художественном творчестве.

Мастер-классы способствуют гармонизации внутрисемейных отношений. У родителей не только проявляется интерес к совместной образовательной деятельности с детьми, но и возможность реализовать его в практической деятельности.

Ценность мастер-класса в том, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях по изготовлению различных поделок. На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения. Для правильного планирования мастер-класса, нужно провести анкетирование, личные беседы, подробно изучить социальный состав семей обучающихся, уточнить желание взрослых, ожидания от пребывания ребенка в дошкольных группах, выявить активных, тревожных, пассивных родителей. Правильная предварительная подготовка поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей семьей, можно определить интересы взрослых участников образовательного процесса к такой форме совместной работы как мастер-класс для родителей и детей. Исходя из собранных данных педагог, общаясь с родителями в процессе проведения мастер-класса, должен применять индивидуальный подход. Каждая семья хочет получить поддержку словом или делом! Чтобы мероприятия стали обучающими для родителей, прошли с успехом, нужно разработать определенный алгоритм действий педагогов к мастер-классу. Использование методических рекомендаций позволит, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников дошкольной системы образования.

В процессе проведения мастер-классов важно объединить усилия участников, установить эмоциональную поддержку, создать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи, замотивировать к получению запланированного результата. Педагог, который проводит мастер-класс, должен за небольшой отрезок времени активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических и творческих возможностях, объяснить, что сегодня мы работаем вместе и нам важен общий результат.

Организатор мастер-класса должен точно определить, каким образом родители на равных с детьми создадут совместный продукт творчества. Родители, воспитатели, дети в процессе мастер – класса не только активные участники, но и самое главное - партнеры, организованные общим делом и целью. Важно, чтобы взрослые старались продвигаться по этапам мастер-класса, приобретали новые умения и достигли результата вместе со своими детьми.

Такая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность современных родителей в вопросах детско-родительских отношений и отношения воспитателей и родителей.

Предлагаем вашему вниманию мастер-классы, которые можно провести:

1. Мастер–класс с родителями и детьми по изготовлению народной куклы «Желанницы».

2. Творческая лаборатория «Хочу всё знать».

3. Мастер - класс «Подарок папе» и «Букет для мамы».

4. Квиллинг и оригами.

5. Совместные походы воспитателей и родителей на кулинарные мастер-классы, которые проводятся в различных кафе города.

6. Мастер-класс по изготовлению жаворонков из соленого теста. Участники создавали фигурки жаворонков, используя разные способы, и каждый выбирал свой.

7. Традиционными стали мастер-классы коррекционной направленности, такие как «Нетрадиционные техники рисования – используем дома!», «Песочная сказкотерапия», «Сенсорная коробочка – что это?», «Су-Джок терапия – практикуем дома!», «Сохраняем зрение, делаем зарядку».

8. Приглашение педагога-психолога и педагога-логопеда ДОУ. Для проведения мастер-классов для родителей с целью поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и обучению занятиям по развитию речи с детьми в домашних условиях.

Тематика: «Психологическая готовность к школьному обучению», «Если вам прописаны очки…», «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» и др.

Мастер-класс актуально проводить во время родительских собраний, праздников, семинаров-практикумов, НОД. Тематика мастер-классов определяется планом работы воспитателей, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети.

Таким образом, опыт работы с родителями показал, что в результате использования мастер-классов, взаимодействие, как родителей, так и воспитателей становится более гибким. При этом отметим, что у родителей повысился уровень педагогических знаний, умений, повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми. Родители обучились нетрадиционным практическим навыкам взаимодействия с детьми. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания своих детей.

Анализируя результаты мастер-классов, отметим, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми.

Список литературы:

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г.А. Антипина // Управление ДОУ. – 2016. – № 12. – С. 95-98.

2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнатуова. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с.

3. Гладкова, Ю.А. Технологии педагогического общения с родителями / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 2. - С. 22-24.

4. Лагутина Л.Ф. Детский сад как сообщество сотрудников, детей и родителей / Лагутина Л. Ф. // Воспитатель ДОУ. – 2015. – №17. – С. 114–118.

5. Ситова, Е. А. Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении / Е. А. Ситова, Г. Е. Дмитриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019.-№9.1 (247.1). - С.127-130. - URL: https://moluch.ru/archive/247/56815/ (дата обращения: 16.04.2022).

6. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.

7. Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. / Т.А. Фалькович. - М.: «5 за знания», 2005. - 240 с.
2023