Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Белуш Я. М. Патриотическое воспитание обучающихся через реализацию проекта «История прошлого – в техно- логиях будущего»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Патриотическое воспитание - это одна из важнейших составляющих образовательной организации, целью которого является формирование ответственности за сохранение исторической памяти.
С развитием информационных технологий, открытости и общедоступности информационного пространства, переходом средств массовой информации в роль влиятельного агента воспитания и социализации, информационное поле стало основным средством воздействия. И целью данного воздействия, в первую очередь, становится подрастающее поколение, которое зачастую оказывается не способно критически отнестись к информации. Поэтому наша задача – сохранять память о Великой Победе, прививать трепетное отношение к историческому прошлому у подрастающего поколения.
Организация целенаправленной деятельности патриотического содержания с использованием качественно новых цифровых, мобильных и интернет-технологий, которые внедряются практически во все сферы жизнедеятельности современного человека, позволит познакомить с уникальной историей региона, родного города, поселка, сохранить память о страницах истории. Кто же, если не мы, будет продолжать его историю, помнить о людях, которые здесь жили.
Проект «История прошлого-в технологиях будущего» позволит обеспечить условия для сохранения исторической памяти об уникальной истории поселка Мысхако, о выдающихся земляках, героических страницах Великой Отечественной войны, воспитания уважения к истории своего села путем создания интерактивного музея и медиа-контента, соответствующего потребностям и спросу посетителей, особенно подрастающего поколения.
Социально-общественная значимость проекта заключается в том, что школьникам предоставляется возможность участвовать в решении социально-значимых проблем своей школы, села, малой Родины. Воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, посредством включения в социально-значимую деятельность, происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения обучающихся, формируется стремление к гражданскому поведению. Включение в патриотическую работу природоохранной деятельности помогает понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть они сами.
Данный проект возник как ответ на вызовы времени: с одной стороны – это все поглощающий интерес у подростков к использованию медиа средств в своей повседневной жизни, с другой стороны – это потребность подрастающего поколения к виртуальному взаимодействию и взаимообмену информацией посредством применения медиаресурсов.
В условиях постоянно изменяющихся форм коммуникации складываются специфические особенности формирования патриотизма в молодежной среде посредством и при участии массмедиа.
Инновационный характер представленного проекта просматривается в том, что, школьный музей перестает быть только хранилищем, а станет живым организмом в процессе познания.
Благодаря своей интерактивности, технической и технологической оснащенности воспитательная работа по патриотическому воспитанию будет направлена на широкое освещение, живой диалог с публикой, максимальное использование медиа-контента, направленного на освещение исторических и природных достопримечательностей нашего поселка, мероприятий, экскурсий. Для этого в школе будет создано медиа-пространство, в том числе с применением YouTube-канала, в котором максимально будут использоваться ресурсы интерактивного музея. К слову сказать, YouTube-каналы рассматриваются в основном как деятельность досуговая, недостаточно раскрывается при этом их воспитательный и образовательный потенциал, ориентированность на патриотическое воспитание.
Проект направлен с одной стороны на положительную социальную реализацию ключевых потребностей школьников: потребность в общении, потребность в творческом самовыражении, потребность в самостоятельной деятельности, признаваемой в социуме; с другой стороны – на формирование социального ответственного отношения обучающихся к использованию медиаресурсов в процессе сбора и передачи информации об исторических и природных достопримечательностях своей малой Родины, готовности к публичному ее предъявлению с помощью мультимедийных технологий в реальном времени. В результате образовательной деятельности создается интерактивное виртуальное поле для творчества медиа-активистов, обеспечивающее решение учебно-воспитательных задач, способствующее практическому взаимодействию, формированию гражданской активности молодого поколения.
Проект включает в себя 3 основных направления:
1.       «Экскурсионно-туристическая деятельность»;
2.       «Школьная медиасреда»;
3.       «Интерактивный музей».
Экскурсионно-туристическая деятельность включает: разработку экскурсионных программ экологической, эколого-патриотической направленности; «Школу экскурсоводов», организацию и проведение очных и виртуальных экскурсионных программ и походов по эколого-



Рисунок 1. Направление «Экскурсионно-туристическая деятельность»
патриотической тропе «Мысхако»; проведение природоохранных мероприятий «Расчистка русла реки», «Помогите птицам перезимовать», «Чистый берег», «Чистый лес», организацию и проведение виртуального туристического слета.



Рисунок 2. Направление «Школьная медиасреда»

Направление «Школьная медиасреда» включает трансляции онлайн-уроков, мероприятий, связанных с экскурсиями и походами по эколого-патриотической тропе «Мысхако»; освещение исторических и природных достопримечательностей села.
Медиа-школа, позволяет не только расширить рамки общения, обмена опытом, но и выйти на новый уровень – уровень делового общения с использованием современных телекоммуникационных возможностей и информационных технологий, что соответствует потребностям молодого поколения, рожденного в век информационных технологий.


Рисунок 3. Направление «Интерактивный музей»

В направлении «Интерактивный музей» через практико-ориентированные формы обучения обеспечивается возможность управления познавательной деятельностью, применения методов информационного поиска, создания социально значимого медиа продукта и продвижения контента в социальных сетях, готовности к публичному предъявлению результатов работы с помощью технологий будущего.
Интегрирующим компонентом деятельности, обозначенной в рамках реализации проекта, является максимальное использование ресурсов интерактивного музея.
Основная идея проекта заключается в реорганизации школьного музея, насыщение его интерактивным оборудованием, позволившим проводить, как реальные, так и виртуальные мероприятия с большим охватом участников, направленные на развитие внутреннего туризма, привлечение внимания общественности к историческим и природным достопримечательностям нашего удивительного поселка, проведение экскурсионных интерактивных программ и мероприятий патриотического содержания.

Библиографический список

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» [Электронный ресурс]: URL: http://edu.gov.ru (дата обращения: 21.06.2021).
2021