Информационные технологии в современном образовательном процессе

Тестик А.В. Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Применение ИКТ:
1.       Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, кабинета.
2.       Подбор дополнительного познавательного материала
3.       Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
4.       Оформление групповой документации, отчетов
5.       Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности совместной организованной деятельности с учащимися и педагогической компетенции родителей в процессе проведения собраний
6.       При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
v Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у обучающихся огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности ребят – игре.
v В доступной форме, ярко, образно, преподнести студентам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению учащимся.
v Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
v Способность развитию у ребят исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
v Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс так же важен). В этих коммуникациях компьютер занимает определенное место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление в освоении ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
v привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
v делать образовательную деятельность более наглядной и интересной;
v формировать информационную культуру у детей;
v активизировать познавательный интерес;
v реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
v дисциплинировать педагога, формировать его интерес к работе;
v активизировать мысленные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
v ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные серверные службы, так и с трансляцией своего опыта работы.
v ИКТ позволят педагогу более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео-мастер-классы, вебинары и др.
v Значительно сокращается работа бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
v Меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения.
v С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
v Общение с родителями учащихся с помощью ИКТ – еще одна реальность.
ИКТ – это, прежде всего:
v Преобразование предметно-развивающей среды,
v Создание новых средств для развития учащихся,
v Использование новой наглядности,
v Дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
v Разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
v В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
v поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития студентов. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать процесс обучения привлекательным и по – настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В ходе игровой деятельности учащиеся, с использованием компьютерных средств у них развивается теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и другое, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения студентов компьютер обладает рядом преимуществ:
v Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
v Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно – образное мышление учащихся.
v Слайд – шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: и например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идет дождь.
v Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и другое).
v Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Использование информационно – коммуникационных технологий в техникуме – актуальная проблема современного воспитания и обучения. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современные способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в образовательном учреждении и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому с уверенностью можно сказать, ИКТ является неотъемлемой частью процесса обучения учащихся. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Что такое ИКТ?

Сочетание Икт связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
v Несет в себе образный тип информации, понятный ребятам
v Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности детей
v Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты)
v Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает детей за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
v Использование информационных технологий побуждает учащихся к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Спектр использования Икт в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности образовательного учреждения создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, так как сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося.
2019