Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf
В настоящее время в обществе возник интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Одной из задач стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей малой Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село. Поэтому изучение детьми младшего школьного возраста произведений о своем родном крае, знакомство с достопримечательностями, с культурой народа мари является самым главным в школьной программе, в том числе в учебниках по чтению.
Республика Марий Эл – одно из самых удивительных мест. Наш край всегда был богат талантливыми творцами прекрасных фольклорных произведений – былин, песен, преданий, легенд, сказок, частушек, пословиц и поговорок.
Учащимся надо дать как можно больше материала о нашем крае, об известных людях, о его богатстве. С чего начать его изучение?
При составлении учебников по чтению на горномарийском языке возникали определенные проблемы с подбором краеведческого материала. Чтобы ученик в течение всего урока был не пассивным слушателем, а активным участником учебной деятельности, нужно подобрать интересные тексты, проблемные вопросы и творческие задания.
В учебнике «Туан шая» для 4 класса использован богатый материал краеведческого характера. Например, в разделе «Мары халыкын лымлы эдемвлажы», прочитав рассказы Д.Орая «Сергей Суворов», К.Санукова «Феофан Радугин», Ф. Губина «Генерал-лейтенант» учащиеся узнают много интересного о патриотах нашего края. Через этот учебный материал авторская группа хотела создать воспитательный комплекс, из которого выйдет человек с четко обозначенной позицией, патриот своей республики, способный жить в многообразном мире в гармонии с ним и со всеми людьми.
На территории нашей республики расположено много замечательных и культурно-исторических памятников. Они придают своеобразие каждому району, образуя его культурно-историческую среду, поэтому их изучение важно не только учащимся старших классов, но и для учащихся начального звена. Имя национального героя Акпарса настолько популярно среди горных мари, что о нем знают и старые, и малые. Изучая произведение Г.Матюковского «Акпарс» и, анализируя дополнительную информацию о нем, учащиеся могут твердо утверждать, что Акпарс является действительно исторической личностью, жил в деревне Чермышево, был старейшиной рода, хорошо играл на гуслях.
Краеведческий материал – это и песни, и сказки марийского народа. По программе на уроках чтения народные песни изучаются во 2 классе. Авторская группа включила в учебник две народные песни: «Салымсола вуйыштет» и «Тянгыра юкан кукужы». Эти песни являются живыми документами исторической жизни марийского народа, в них видны его чаяния и вера в светлое будущее.
Основным мотивом марийских народных сказок, включенных в учебники по чтению («Мўкш оролы», «Онар», «Пуры тєрл³»), был мотив о том, что победу одерживают лишь те герои, которые проявляют максимум усилий, интеллектуальных способностей, силу, ловкость, храбрость, хитрость, ум и тд.
Большое внимание в учебниках по родному чтению уделяется защите окружающей среды. Сведения об окружающем мире должны постоянно пополняться, совершенствоваться и корректироваться. Поэтому, начиная с первых шагов необходимо формировать у человека осознание себя, как частицы природы, бережное к ней отношение, любовь к тому кусочку Земли, на котором родился и вырос. Произведения, включенные в учебник «Туан шая» для 4 класса Г.Костатеева «Перегы», В.Исенекова «Шыргы да шулык», А.Мичурина-Азмекея «Пытариш гана шыргышты», В.Смирнова «Шыргы» призывают к бережному отношению к природе своего края.
Почти половина населения Марий Эл занята в сельском хозяйстве. Много труда вкладывают хлеборобы, чтобы буханка хлеба оказалась на нашем столе. Произведения Н.Егорова «Ош калац», И.Горного «Кинды», М.Казакова «Кинды», П.Першута «Ыржа» раскрывают многозначность народной мудрости, связанный с хлебом, воспитывают бережное отношение к нему.
Учебники «Туан шая» для обучения во 2-4 классах должны быть хорошими помощниками в изучении краеведческого материала, помогают глубже изучить местный материал.