Библиографическое описание:
Ефимова Ю.А. Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников на уроках математики с помощью метода проектов // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Основной задачей начальной школы является не только повышение качества полученных знаний, но и всестороннее развитие младшего школьника, развитие творчески мыслящей личности, способной реализовывать свой потенциал на практике.
Перед учителем начальной школы ставится задача планомерного развития личности ребёнка, включая его в активную учебно- познавательную деятельность.
Для достижения этих результатов у младшего школьника необходимо и целесообразно формировать навыки активной самостоятельной познавательной деятельности, в основе которой лежат различные умственные операции и действия. Такие умственные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстракция в совокупности образуют сложную ещё для младшего школьника аналитико-синтетическую деятельность.
Ю.М. Колягин, В.А. Оганасян отмечают: «Анализ стали понимать, как приём мышления, при котором от следствия переходят к причине, породившей это следствие, а синтез – как приём мышления, при котором от причин переходят к следствию, порождённому этой причиной» [1].
По определению Н. А. Казачек и Е.В. Эповой, аналитико-синтетическая деятельность является базой для всех познавательных процессов, включая восприятие, осмысление, запоминание, обобщение, систематизацию и применение получаемой информации [4].
Основой аналитико-синтетической деятельности являются операции анализа и синтеза, которые необходимо развивать у младшего школьника.
Значение развития аналитико-синтетической деятельности младших школьников состоит в том, что его успешность представляет собой важное условие адекватности и полноты познания учащимися окружающего мира. Его недостаточная сформированность не позволяет школьникам в полной мере овладеть знаниями согласно учебной программе, в тоже время может стать причиной как школьной, так и последующей социальной дезадаптации [3].
Развитие аналитико-синтетической деятельности – одна из основных задач учителя начальных классов. Урок математики является одним из эффективных средств развития аналитико-синтетической деятельности младшего школьника.
Одним из методов развития аналитико-синтетической деятельности младшего школьника является метод проектов.
Метод проектов- организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. С его помощью решаются не только задачи образования, развития, воспитания учащихся, но и развивается творческий потенциал школьников, развивается аналитико-синтетическая деятельность. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков по определённому вопросу, умению применять их на практике.
В.В.Гузеев [2] отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. Такого же мнения придерживается и Н.Ю. Пахомова [5]. Г.К. Селевко [6] рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Г.К. Селевко шире определяет сущность метода проектов в условиях современного образования, нежели В.В. Гузеев.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики в начальной школе:
- развитие у детей умения использовать на практике полученные знания на уроках математики ЗУН;
- развитие познавательного интереса к изучению урока математики;
- развитие умения получать знания самостоятельно из дополнительных источников;
- развивать умения подбирать литературу по данной теме, анализировать полученную информацию;
- развивать умения делать выводы, обобщать материал;
- развивать умение работать в группах, распределять обязанности;
- развитие коммуникативных навыков.
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Важно обратить внимание на такие моменты:
- темы работ должны соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения работы целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;
- целесообразно в процессе работы над темой включать социальные акции, работу с различными источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию.
Основные этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовка. Учитель формирует первичное представление учащихся об изучаемом объекте, создаёт условия и возможности для дальнейшей творческой деятельности.
2 этап. Организация проектной деятельности. Определяется количество участников проекта, выбираются тема и цели проекта. Планируются способы сбора информации, продумывается форма итогового продукта (отчёт, презентация, лепбук, сборник). Учитель совместно с детьми продумывают и проговаривают критерии оценки результатов работы. Учащиеся распределяют обязанности среди членов команды.
3 этап. Исследовательская деятельность. Учащиеся собирают, анализируют информацию, обобщают материал, оформляют результат.
4 этап. Представление готового продукта. Учащиеся презентуют результат своей работы.
5 этап. Оценка процессов и результатов работы. Учащиеся анализируют, что им удалось во время проекта, что нового они узнали.
Совместная работа младших школьников над проектом активизирует такие мыслительные процессы как анализ и синтез, учит учащихся работать в команде.
Примеры проектов по математики в начальной школе:
- «Жизнь и деятельность учёных математиков»;
- «История важнейших математических открытий»;
- «Минута – много это или мало?»;
- «История развития математики на Руси»;
-«Развитие математики в разных странах»;
- «Вычислительная техника от счет до компьютера».
Реализация проектной деятельности во время учебной деятельности ведёт к изменению позиции учителя из носителя готовых знаний к организатору познавательной деятельности своих учеников, из авторитетного источника информации в соучастника исследовательского, творческого процесса, становится наставником, консультантом.
Использование метода проектов на уроках математики развивает у учащихся логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, познавательный интерес к учебной деятельности.
Список литературы
1. Бакиров, Р.Ф. Аналитико-синтетическая способность и пути её развития у школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intjournal.ru/wpcontent/uploads/2016/11/Bakirov.pdf).
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии; М.: Народное образование, 2000.
3. Зайцева И.А., Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики). – Ноябрьск, 2005. – 120 с.
4. Казачек Н.А., Формирование аналитико-синтетической деятельности у школьников при изучении алгебры в условиях летней профильной школы / Н.А. Казачек, Е.В. Эпова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2014. - №6 (59). – С. 145 – 151.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении; – М.: Изд. «Аркти», 2005.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – Народное образование, 1998.
Ефимова Ю.А. Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников на уроках математики с помощью метода проектов // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Основной задачей начальной школы является не только повышение качества полученных знаний, но и всестороннее развитие младшего школьника, развитие творчески мыслящей личности, способной реализовывать свой потенциал на практике.
Перед учителем начальной школы ставится задача планомерного развития личности ребёнка, включая его в активную учебно- познавательную деятельность.
Для достижения этих результатов у младшего школьника необходимо и целесообразно формировать навыки активной самостоятельной познавательной деятельности, в основе которой лежат различные умственные операции и действия. Такие умственные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстракция в совокупности образуют сложную ещё для младшего школьника аналитико-синтетическую деятельность.
Ю.М. Колягин, В.А. Оганасян отмечают: «Анализ стали понимать, как приём мышления, при котором от следствия переходят к причине, породившей это следствие, а синтез – как приём мышления, при котором от причин переходят к следствию, порождённому этой причиной» [1].
По определению Н. А. Казачек и Е.В. Эповой, аналитико-синтетическая деятельность является базой для всех познавательных процессов, включая восприятие, осмысление, запоминание, обобщение, систематизацию и применение получаемой информации [4].
Основой аналитико-синтетической деятельности являются операции анализа и синтеза, которые необходимо развивать у младшего школьника.
Значение развития аналитико-синтетической деятельности младших школьников состоит в том, что его успешность представляет собой важное условие адекватности и полноты познания учащимися окружающего мира. Его недостаточная сформированность не позволяет школьникам в полной мере овладеть знаниями согласно учебной программе, в тоже время может стать причиной как школьной, так и последующей социальной дезадаптации [3].
Развитие аналитико-синтетической деятельности – одна из основных задач учителя начальных классов. Урок математики является одним из эффективных средств развития аналитико-синтетической деятельности младшего школьника.
Одним из методов развития аналитико-синтетической деятельности младшего школьника является метод проектов.
Метод проектов- организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. С его помощью решаются не только задачи образования, развития, воспитания учащихся, но и развивается творческий потенциал школьников, развивается аналитико-синтетическая деятельность. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков по определённому вопросу, умению применять их на практике.
В.В.Гузеев [2] отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. Такого же мнения придерживается и Н.Ю. Пахомова [5]. Г.К. Селевко [6] рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Г.К. Селевко шире определяет сущность метода проектов в условиях современного образования, нежели В.В. Гузеев.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики в начальной школе:
- развитие у детей умения использовать на практике полученные знания на уроках математики ЗУН;
- развитие познавательного интереса к изучению урока математики;
- развитие умения получать знания самостоятельно из дополнительных источников;
- развивать умения подбирать литературу по данной теме, анализировать полученную информацию;
- развивать умения делать выводы, обобщать материал;
- развивать умение работать в группах, распределять обязанности;
- развитие коммуникативных навыков.
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Важно обратить внимание на такие моменты:
- темы работ должны соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения работы целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;
- целесообразно в процессе работы над темой включать социальные акции, работу с различными источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию.
Основные этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовка. Учитель формирует первичное представление учащихся об изучаемом объекте, создаёт условия и возможности для дальнейшей творческой деятельности.
2 этап. Организация проектной деятельности. Определяется количество участников проекта, выбираются тема и цели проекта. Планируются способы сбора информации, продумывается форма итогового продукта (отчёт, презентация, лепбук, сборник). Учитель совместно с детьми продумывают и проговаривают критерии оценки результатов работы. Учащиеся распределяют обязанности среди членов команды.
3 этап. Исследовательская деятельность. Учащиеся собирают, анализируют информацию, обобщают материал, оформляют результат.
4 этап. Представление готового продукта. Учащиеся презентуют результат своей работы.
5 этап. Оценка процессов и результатов работы. Учащиеся анализируют, что им удалось во время проекта, что нового они узнали.
Совместная работа младших школьников над проектом активизирует такие мыслительные процессы как анализ и синтез, учит учащихся работать в команде.
Примеры проектов по математики в начальной школе:
- «Жизнь и деятельность учёных математиков»;
- «История важнейших математических открытий»;
- «Минута – много это или мало?»;
- «История развития математики на Руси»;
-«Развитие математики в разных странах»;
- «Вычислительная техника от счет до компьютера».
Реализация проектной деятельности во время учебной деятельности ведёт к изменению позиции учителя из носителя готовых знаний к организатору познавательной деятельности своих учеников, из авторитетного источника информации в соучастника исследовательского, творческого процесса, становится наставником, консультантом.
Использование метода проектов на уроках математики развивает у учащихся логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, познавательный интерес к учебной деятельности.
Список литературы
1. Бакиров, Р.Ф. Аналитико-синтетическая способность и пути её развития у школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intjournal.ru/wpcontent/uploads/2016/11/Bakirov.pdf).
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии; М.: Народное образование, 2000.
3. Зайцева И.А., Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики). – Ноябрьск, 2005. – 120 с.
4. Казачек Н.А., Формирование аналитико-синтетической деятельности у школьников при изучении алгебры в условиях летней профильной школы / Н.А. Казачек, Е.В. Эпова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2014. - №6 (59). – С. 145 – 151.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении; – М.: Изд. «Аркти», 2005.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – Народное образование, 1998.