Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Дикарева С.В. Как учить слова на иностранном языке

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


 Овладение иностранным языком немыслимо без знания слов, умения их использовать для выражения своих мыслей. Ещё Галилей и ученые-философы из монастыря Пор-Рояль поражались тому, что язык позволяет нам «из 25 или 30 звуков составить бесконечное множество слов, которые, не имея сами по себе ничего общего с тем, что происходит в нашем рассудке, позволяют открыть эту тайну другим» [6, с. 233]. Л.С.Выготский отмечал, что слово играет центральную роль в сознании в целом [1]. А.Н.Шамов считает, что лексика имеет решающее значение для развития способности мыслить на иностранном языке. Мыслительные процессы и их результаты в виде суждений, понятий, категорий фиксируются в сознании обучаемого с помощью лексических единиц языка и таким образом, любое иноязычное слово активно участвует в процессах развития и становления речевого и языкового сознания школьника, студента, взрослого [7].
 Как же учить слова, чтобы добиться их запоминания? Какие советы можно дать, отвечая на этот вопрос, интересующий многих, кто занимается изучением иностранных языков? Во-первых, нужно начинать с базовой лексики, которая изучается, как правило, при использовании учебников, в том числе и специальных учебников для изучения лексики (например, English Vocabulary in Use), словарей высокочастотных слов (The Oxford 3000 British Dictionary и The Oxford 3000 American Dictionary), специальной литературы для изучения лексических единиц. Мощным приемом расширения словарного запаса является чтение книг, статей в журналах, газетах, в том числе и онлайн, просмотр фильмов, прослушивание песен, подкастов. Во-вторых, нужно понимать, что залогом успеха при изучении лексических единиц является комплексный подход, заключающийся в использовании всех способов запоминания слов. Многие специалисты советуют учить слова в контексте, использовать яркие ассоциации и визуализировать информацию (метод мнемотехники). С помощью этой техники (используя метод «парного запоминания») можно выучить не только слова, но и, например, артикли в немецком языке. По сути, немецкое существительное и артикль – это тоже два слова. Только одно из них – артикль – невозможно себе представить в картинке, т.к. оно не имеет никакого смысла. Нужно выбрать образы для артиклей. Для артикля мужского рода der можно представить себе, например, образ сильного мужчины или животного. С артиклем женского рода die может ассоциироваться хрупкая девушка. А для артикля среднего рода das представить нечто абстрактное, например, море. Предположим, нужно запомнить слово среднего рода das Glas - стакан. Производим замену артикля das на символический образ-образ моря. Выстраиваем взаимосвязь моря и стакана: представляем, как стакан плавает в море. В памяти должна закрепиться картинка с плавающим в море стаканом. И каждый раз, когда вы будете иметь дело со словом Glas, вы будете рассуждать следующим образом: если стакан в море, значит он среднего рода [8].
 Специалисты онлайн школы английского языка «Инглекс» рекомендуют при изучении лексических единиц использовать следующие приемы: выделять цветом новые незапоминающиеся слова, встроенные в список из 5-6 слов одной тематики (эффект «желтого маркера» или эффект изоляции); соотносить новые слова со своим жизненным опытом (эффект персонализации); записывать то, что не запомнить (метод «исписанной» ручки); повторять новые слова утром и перед сном; не учить сразу много слов, не более 10 в день [9].
 При повторении необходимо учитывать девять факторов, что обусловлено исследованиями Г. Эббингауза, который установил, что после того, как материал выучен, к нему необходимо возвращаться, для того, чтобы его не забыть. Он доказал, что забывание такой же закономерный процесс как и запоминание. Оно происходит следующим образом: сразу после запоминания забывание идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается [3, с. 214]. Этот факт получил графическое изображение в виде «кривой забывания Эббингауза».
Если вы хотите выучить материал надолго, то периодичность повторений должна быть следующей (см. таблицу):
Таблица 1. Периодичность повторений

Когда повторять

Выучили 9 слов

Пример

1.       

Через 15 минут, после ознакомления с ЛЕ

01.07 в 14час 15 мин
2.       

Через 1 час после последнего повторения

01.07 в 14 час 30 мин
3.       

Через 3 часа после последнего повторения

01.07 в 17 час 30 мин
4.       

На следующий день после последнего повторения

02.07
5.       

Через 2 дня после последнего повторения

04.07
6.       

Через 4 дня после последнего повторения

08.07
7.       

Через 1 неделю после последнего повторения

15.07
8.       

Через 2 недели после последнего повторения

29.07
9.       

Через 1 месяц после последнего повторения

29.08

 Е.И.Пассов обращает внимание педагогов на то, что желанной целью должно быть владение словами, а не их знание. Он предлагает для педагогов коммуникативную стратегию освоения лексическими единицами, которая включает различные виды уроков формирования лексических навыков говорения: 1) урок с использованием ФСТ (функционально-смысловых таблиц), правильная организация работы с которыми позволяет освоить не менее 20 ЛЕ за одно занятие; 2) урок формирования лексических навыков с использованием ЛТ (лексических таблиц), где ЛЕ сгруппированы в смысловые блоки, что позволяет оперировать большим лексическим запасом, трансформировать и комбинировать его; 3) урок формирования лексических навыков с использованием ЛГТ (лексико-грамматических таблиц), что создает возможность использования новых ЛЕ в различных сочетаниях; 4) урок формирования лексических навыков с применением ФСТ и ЛГТ, используемых поочередно на одном и том же материале, что предполагает более эффективное усвоение ЛЕ; 5) урок формирования лексических навыков с использованием списка слов, основной идеей которого является непроизвольное усваивание ЛЕ [5].
 Немаловажную роль при овладении лексическими единицами играет самостоятельная работа учащихся. При этом не обойтись без использования словарей. Для английского языка следует использовать такие англо-русские словари как Learner’s Dictionary http://learnersdictionary.com/; Oxford http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/;Longman https://www.ldoceonline.com/; и немецко-русские словари http://www.lingvo-online.ru/; http://www.de.langenscheidt.com/; http://www.babla.ru/; http://www.woxikon.de/; http://www.wiktionary.org/. А также онлайн словарь https://www.duden.de/woerterbuch, он базируется на знаменитом словаре «Duden», который для немцев так же ценен, как для каждого русского человека словарь В.И. Даля.
 Помимо работы со словарями необходимы такие способы активизации памяти как ведение своего блокнота-словаря и тематического словаря, создание mind-maps (интеллект-карт). Такая схема наглядно показывает, к какой теме относятся слова. А пока вы ее рисуете, слова отложатся в памяти.
 Наглядно поможет работать с лексикой визуальный словарь Visuwords https://visuwords.com/, позволяющий исследовать слова, используя графики, чтобы ассоциировать лексику в системе их корреляционных связей.
 Следующим советом специалистов по работе с лексикой можно назвать карточки со словами или выражениями. Для лучшего запоминания рекомендуется использовать цветные блоки, для каждой темы один цвет. На одной стороне пишутся слова на иностранном языке (или слова с контекстом), на другой стороне перевод этого слова или выражения.
 Можно сделать электронные карточки или получить уже готовые карточки по любой теме, используя ресурс Quizlet [9]. На английском языке: Quizlet https://quizlet.com/, на немецком языке https://quizlet.com/72141247/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-flash-cards/. На данном ресурсе лексику можно практиковать по принципу интервального повторения, т.е. слово будет постоянно возвращаться к вам в различных упражнениях. Модули-тесты, игры – все это отлично помогает запомнить слова, т.к. позволяет задействовать все виды памяти.
 Отличным приемом для развития коммуникабельности на иностранном языке будет использование смартфона в качестве помощника (запись около 9 слов на диктофон с интервалом 5-10 секунд, затем произнесение их в паузах); использование поисковика по фразам из роликов на YouTube. Для английского языка YouGlish — поисковик по фразам из роликов на YouTube https://youglish.com/search/snazzy.
 Понимание мыслей других людей требует знания большего количества лексических единиц, чем то, которое необходимо для выражения собственных мыслей. При любом способе введения новых слов – предварительном устном введении преподавателем или самостоятельном усвоении при чтении про себя – читающий обязательно усваивает не только графический образ слова, но и звуковой образ [2]. Представим, что мы учим слова по теме «Погода». Мы выписали необходимые слова и фразы из учебника и тренировали их вышеперечисленными методами. Теперь, чтобы слова лучше запомнились, нужно их где-нибудь послушать. Например, можно посмотреть на “You Tube” мультфильм по теме «Погода» или послушать детскую песенку. Для более продвинутого уровня можно искать передачи, репортажи по тематике, слушать выступления TED на немецком языке, смотреть документальные фильмы, просмотр новостей для английского языка News in Levels http://www.newsinlevels.com/; для немецкого языка News Front https://de.news-front.info/; использовать приложения для изучения иностранного языка: для английского языка «28 отличных приложений для изучения английского языка на iPhone и Android» http://englex.ru/28-best-applicationsfor-learning-english/. Лучшие приложения для изучения немецкого языка можно найти на сайте https://www.hotcourses.ru/study-in-germany/latest-news/best-apps-to-learn-german/.
 Мнемические стратегии направлены на запоминание учебного материала, они связаны с повторением (повторением вслух, ответами про себя, имитацией), ассоциативным запоминанием (по ключевым словам, ассоциациям, картинкам, семантическим полям), классификацией, схематической систематизацией (составление схем, таблиц, шкал), конспектированием (составление карточек, списков слов), употреблением в контексте (составление словосочетаний и фраз, преувеличенное употребление слов в ситуации). Интенсивная интеллектуальная деятельность обучаемого обеспечивает сознательное усвоение лексического материала организованное его хранение в семантической памяти и целенаправленное использование в собственной речи (диалогической и монологической), сознательно-интуитивное распознавание лексического материала в процессах его восприятия в ходе чтения и аудирования аутентичных текстов на изучаемом языке [7].
 На основе всех вышеперечисленных приемов расширяется словарный запас, раскрываются особенности употребления слов, совершенствуются навыки говорения. Разнообразные упражнения и частое повторение слов и выражений создают эффект погружения в языковую среду и делают формирование речевых навыков прочными. Любой речевой материал необходимо: прочитать, услышать, записать, использовать в говорении. Только такая работа обеспечивает успех.

Библиографический список

1.       Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического исследования ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
2.       Есютина А.М., Лапидус Б.А. Понимает ли слушающий слова, усвоенные им в чтении? // ИЯШ. 2013. №8. С. 25-37.
3.       Ждан А.Н. История психологии: учебник. М.: Изд-ва МГУ, 1990.367 с.
4.       Пассов Е.И., Васильева Т.Ю. Ein anderer Weg zu Deutsch. Ohne Wörter geht es nicht. Лексика? Нет проблем/ учебное пособие. М.: Ин. язык, 2001.256 с.
5.       Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка /Ростов н/Дон: Феникс. М: Глосса – Пресс, 2010. 610 с
6.       Хомский Н. Оптимизм вопреки отчаянию //Об эволюции языка: биолингвистическая перспектива /М.: РИПОЛ классик, 2018. С.233
7.       Шамов А.Н. К вопросу об интеллекте и мышлении как факторах совершенствования лексического аспекта речи на иностранном языке// ИЯШ. 2013. №11. С.2-3.
8.       Васильева О. Мнемотехника или как выучить немецкий легко? // Школа немецкого языка Deutsch online. [Электронный ресурс]. URL:https://www.de-online.ru/mnemotechnik (дата обращения 05.01.2020)
9.       Гавриленко Ю. Инглекс. Онлайн школа английского языка. Презентация к вебинару «Как учить английские слова» с.1-48/ /[Электронный ресурс]. URL:https://206226.selcdn.ru/webinars/words130819-webinar-presentation.pdf (дата обращения 05.01.2020)
10.   Кривая забывания Эббингауза или еще раз об эффектах памяти. Заметки психолога родителям и детям. Нестандартная психология для всех// [Электронный ресурс]. URL:https://japsix.ru/krivaya-zabyvaniya-ebbingauza/ (дата обращения 07.01.2020)
11.   Старикова Е. 10 способов запомнить немецкие слова. Проект «Mein Deutsch»// [Электронный ресурс]. URL: https://mein-deutsch.ru/10-sposobov-legko-zapomnit-nemeckie-slova/ (дата обращения 06.01.2020)


2020