НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Елизарова К.Ю., Шарова Т.И. Конспект образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе (4-6 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Сад и огород»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf

Конспект образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе (4-6) с тяжелыми нарушениями речи(ТНР) на тему "Сад и огород".
Цель: формировать обобщенные представления об овощах и фруктах(овощи это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу; фрукты это части и плоды растений, которые выращивают в саду для употребления в пищу).
Задачи: формировать умения обобщать по существенным признакам; воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос; учить детей составлять целое из частей.
Коррекционные задачи: учить правильно дышать во время проведения пальчиковой гимнастики и физкультминутки, соотносить текст с движениями рук, следить за правильным проговариванием окончания.
Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; отгадывание загадок; рисование, лепка фруктов, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.
Оборудование: Натуральные овощи, фрукты и муляжи.
Демонстрационный материал: Предметные картинки с овощами и фруктами (помидор, огурец, лук, морковь, тыква, редис; яблоко, груша, мандарин, апельсин, персик, абрикос и т. д.).
Раздаточный материал: картинки с овощами и фруктами, разрезанные на 5 частей.

Ход мероприятия:

Воспитатель просит встать детей в круг. Дети и воспитатель приветствуют друг друга и гостей.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: меньше светит солнце, становится холоднее, птицы улетают в теплые края, листья становятся желтыми, оранжевыми, красными и опадают.
Воспитатель: ребята давайте немного побудем осенними листочками, говорит волшебные слова: покружились листочки, покружились, в другом месте очутились.
Воспитатель: Ребята где это мы очутились? В лесу?
Дети: нет. Здесь сад и огород.
Воспитатель: а, это наверно чья-то дача. Интересно кто же здесь хозяин. Он от нас прячется? Раздается шум и грохот.
Воспитатель: ребята, вы слышали шум? Кто же это шумит? Может это хозяин дачи к нам спешит? Или не все гости к нам пришли? Сейчас я посмотрю кто же это. Воспитатель выносит пугало.
Воспитатель: ребята вы знаете кто это?
Дети: пугало.
Воспитатель делает вид, что пугало на ухо что-то рассказывает. Потом рассказывает это детям. (Пугало скучало на огороде и решило пойти в гости, а так как в гости принято ходить с подарками, решило собрать немного плодов. Но по дороге пугало споткнулось и из корзинок все высыпалось, и перепуталось. Пугало просит ребят помочь разобрать плоды.)
Воспитатель: поможем?
Дети: да.
Воспитатель: проходите на свои места, садитесь. Не забудьте подвинуть стул к столу, сесть красиво, ровно. Ручки сложили. Молодцы.
Воспитатель: мы с вами побывали на огороде. А что же растет на огороде? Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. А гости посмотрят как хороши овощи вы знаете?
Сто одежек и все без застежек (капуста).
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, вкусен и сырой? Кто же я такой? (Огурец).
Как на нашей грядке вырос синьор, круглый да красный зовут (Помидор).
Ответы детей.
Воспитатель: а как можно все это назвать одним словом?
Дети: Овощи.
Воспитатель: молодцы, знаете. Где же на огороде растут овощи?
Дети: на грядке.
Воспитатель: конечно. А кто же выращивает овощи на огороде? Как можно назвать этого человека?
Дети: огородник.
Воспитатель: правильно. Но он не только выращивает их, но копает землю, рыхлит, удаляет сорняки, поливает и собирает. А сейчас мы с вами немного побудем огородниками. Для этого все приготовили ручки.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук).
Воспитатель: с капустой справились, молодцы. На огороде мы побывали, а где же мы еще не были?
Дети: в саду.
Воспитатель: конечно. А что же растет в саду?
Дети: фрукты.
Воспитатель: какие фрукты вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: а на чем растут фрукты в саду?
Дети: на деревьях.
Воспитатель: а вы знаете, кто ухаживает за садом? Как называется этот человек?
Дети: садовник.
Воспитатель: правильно. Что же делает садовник? Садовник рыхлит землю вокруг деревьев, обрезает сухие ветки, лечит, если дерево заболело, собирает плоды. Ребята, а мы ведь еще не помогли разобрать корзинки с плодами. Для этого я вас приглашаю встать в круг.
Физкультминутка «Овощи и фрукты»
Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород)выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
Вкусные продукты (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
В огороде (наклоны вниз, достать руками до пола (собираем))
И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду))
Для еды я их найду (погладить правой рукой по животику, затем левой).
Воспитатель: чтобы разобрать плоды, мы поиграем в игру.

Игра «Овощи и фрукты».

Правила: показывают плод, если это овощ, то нужно присесть и тогда я положу его на зеленый поднос. Если это фрукт, то нужно потянуться вместе с руками вверх, тогда я положу его на красный поднос. Так мы разложим овощи и фрукты отдельно.
Воспитатель: а зачем же нам надо было разложить овощи и фрукты? Ой, а где же пугало? Его нет. Смотрите, письмо.

Письмо от пугало.

Дорогие дети!

Мне очень понравилось у вас в гостях. Вы отгадывали загадки, вы помогли мне разобраться с овощами и фруктами. Но другие дети тоже ждут меня в гости с дарами из сада и огорода. Только я забыло слово, как называется то, что огородники и садовники собирают осенью с грядок и деревьев? Ребята, я знаю, что вы поможете мне его вспомнить. Я очень радо было с вами познакомиться! До встречи следующей осенью! Ждите в гости с дарами!
P.S. Ах, да! Я для вас приготовило последнее задание!
Воспитатель в процессе чтения письма уточняет слово, забытое пугалом.
Воспитатель: ребята, садитесь на стульчики. Давайте посмотрим, что же за задание. В корзиночках лежат картинки, кто-то их разрезал, нужно их собрать. Собирать надо вдвоем. Опрос детей.

Правила

Один ряд собирает фрукты, другой ряд собирает овощи. Получается команда огородников и команда садовников.

Итог

Воспитатель: Что вам сегодня больше всего понравилось? А что нового вы узнали сегодня? А было что-то сложное? А было что-то, что вам не понравилось? Вы молодцы! А теперь попрощаемся с гостями.

Используемая литература:

1.       Белоусова Л.Е. Удивительные истории.
2.       Гин С.И. Занятия в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений.
3.       Жихар О.П., Корзун А.В. Вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
4.       Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников.
5.       Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста.
2019