Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бутусова А.А. История и мифы: проблема формирования у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


История – это память поколений. В неразрывной цепочке истории нашего Отечества история Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. имеет особый смысл и значение. Сберечь память о прошлом поколении, которое отстояло нашу Родину, нашу независимость- вот главная задача. Ведь память о прошлом проектирует наше будущее.
Историческая память всегда избирательна, акцентирует внимание на отдельных исторических фактах и при этом игнорирует другие. Государство выступает главным субъектом управления исторической памятью народа. Оно стремится закрепить в обществе тот или иной взгляд на прошлое через СМИ, церемонии, памятные места, художественные образы, школьные и вузовские учебники - это необходимая основа для самоидентификации нации. Поэтому национально окрашенные версии прошлого остаются господствующим видом представлений об истории в массовом сознании.
ВОВ всегда привлекала к себе пристальное внимание. Во многом это объясняется самой значимостью ее событий, определивших судьбу не только страны, но и мировой цивилизации в целом, масштабом потерь, затронувших практически каждую семью.
Итак, одна из проблем современной России – это состояние исторической памяти населения о ВОВ. Сегодня многообразие и разноплановость, которую содержат информационные источники, откладывают отпечаток на историческую память, тем самым делая ее противоречивой, а порой и откровенно лживой.
Учителя истории решают задачу формирования национального самосознания, чувства гражданственности и патриотизма у новых поколений. В этой связи трудно переоценить значение изучения ВОВ в школе. Отсюда возникает еще одна проблема – школьные учебники. Полной и приемлемой для всех социальных групп общества исторической картины прошлого России во многих пособиях до сих пор так и не создано. Авторы учебных пособий передают учащимся лишь субъективное восприятие отечественной истории. Далеко не все новые учебники истории оказались качественными, ведь их писали авторы с разными представлениями, возможностями. Наверное, неплохо, что мы, учителя истории можем использовать разные учебники, но на нас ложится особая ответственность за преподавание истории и за то, какой учебник выберет учитель. Ведь плюрализм во мнениях – чрезвычайно важный фактор для нашего будущего. И сделать научно-точный единый учебник – задача трудная.
Думаю, со мной многие согласятся, что сегодня историческая неграмотность вселяет тревогу. Это проявляется и в повседневной жизни, и в господствующих у школьников представлениях. Учащиеся зачастую не могут ответить на элементарные вопросы, в том числе касающиеся ВОВ. На мой взгляд, главная причина кроется в сокращении часов, выделенных на ее изучение в пользу других дисциплин, наверняка важных, но нельзя это делать за счет сокращения уроков истории.
Обозначенные выше проблемы и приводят к возникновению «мифов в истории». Процесс создания или появления мифа может быть самым необычным, но в нем всегда присутствует мотив. Самые простые и очевидные мотивы - незнание существа дела и неосознанное введение в заблуждение других. Еще один мотив – это сознательные умыслы, преследующие личные или общественные интересы. Но самые сложные или изощренные мотивы – это политические интересы сообществ и государств.
Историки России приложили немало усилий, чтобы попытаться восстановить подлинную историю Великой Отечественной войны, наиболее адекватно представить ее нашему современнику на основе принципов историзма и объективности. Учащиеся должны знать обо всех сторонах войны, где воедино соединилось и трагическое, и героическое. Необходимо во всей полноте показать детям величие всемирно-исторического подвига борьбы советского народа с фашизмом. Но вновь и вновь появляются статьи, которые не только не способствуют утверждению исторической правды о войне, но, напротив вводят в заблуждение №неокрепшие детские души». Так, возникли мифы о Сталине, якобы вопреки которому была выиграна война, о генерале Власове, как «подлинном» защитнике России и «главном борце» с режимом Сталина, о цене победы и многом другом.
Политика управления памятью о ВОВ в той или иной форме осуществляется во всех странах, принимавших в ней участие. Это выражается в «героизации» действий своих правительств и граждан. Например, в США и Англии преувеличивается их вклад в разгром фашизма. А в Германии получила распространение версия о «невиновности» вермахта в репрессиях на оккупированных территориях и т.д. После распада СССР разгорелись межнациональные конфликты, унесшие тысячи мирных человеческих жизней. Прибалтика, а вслед за ней и Украина смотрела на парады ветеранов СС. Сегодня мы ежедневно читаем и смотрим новости из Украины: война, разруха, запрет русского языка, ненависть к России стали реалиями нашего времени. Вместо правдивой истории, основанной на фактах, документах, мемуарах, книгах и фильмах о войне – ложь, фальсификации истории ВОВ, требование пересмотра ее итогов.
Именно поэтому учителям истории ни в коей мере нельзя поступаться принципами и устраняться от битвы за память, в которой и сегодня продолжает определяться исход войны, которую героически выиграли поколения наших дедов и прадедов. Идет борьба за патриотические и гражданские чувства молодежи, за самосознание россиян и линия фронта, как бы высокопарно это ни звучало, проходит через душу каждого нашего ученика. А ведь современные дети вынуждены черпать знания о ВОВ из крайне сомнительных источников.
А кто расскажет подлинную историю так, какой она была на самом деле? Только тот, кто сам пережил войну. Фронтовые письма, архивные документы, многие из которых рассекречены, рассказы очевидцев – вот подлинные доказательства «цены победы». Помочь разрешить проблему создания у учащихся объективной картины о ВОВ могут созданные в школах историко-краеведческие клубы, включенность детей в волонтерское движение, участие в акциях, конкурсы военной поэзии и т.д. Но, пожалуй, самой потрясающей акцией стал «Бессмертный полк», который объединил людей в разных уголках земного шара. Разве это не доказательство памяти о войне, о предках…
Поможет решить проблему исторической памяти и метод проектов, например, проект «Калейдоскоп судеб». Идея изучения истории через призму судеб реальных людей. Еще одна тематика проектной деятельности «Ранение на героев». Это огромная поисковая работа о военной судьбе героев, подготовка альбомов, создание презентаций и т.д. У ребят, занимающихся такой «работой» никогда не приживутся мифы о войне.
Таким образом, учащиеся постигая историю через призму судеб реальных людей, получают прививку и стойкий иммунитет от исторической лжи и вымысла. Общество лишь тогда способно ставить и решать национальные задачи, когда у его есть нравственные ориентиры, когда в стране хранят память своих предков и память о каждой странице нашей отечественной истории и одной из главных ее страниц – Великой Отечественной войне.
2019