Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Буяновская Т.Ф., Лубинец О.А., Поршнева Ю.В. Вред или польза от телевизора, компьютера и других гаджетов в дошкольном возрасте

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Конечно, в наши дни телевизор, компьютер и другие гаджеты прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет ему бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом…

Экран становится главным «воспитателем» ребенка. 93% современных детей 3-6 лет проводят время у экранов гаджетов 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослым.

Постараюсь объяснить, почему дошкольнику вредит длительное общение с телевизором и компьютером.

Раннее и дошкольное детство (до 6-7 лет) определяет дальнейшее развитие человека, это пора наиболее интенсивного становления внутреннего мира, или закладка «фундамента» для формирования личности. Упущенное в это время изменить или наверстать в дальнейшем практически невозможно. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться, так и со становлением личности маленького человека. В психическом развитии каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий и во многом определяется им.

О нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много, поэтому хочется поговорить о психическом развитии ребенка. Печальные последствия экранного досуга становится все более очевидными.

Одно из них – отставание в развитии речи. В последнее время и родители, и педагоги часто жалуются на задержку речевого развития детей: они поздно начинают говорить, разговаривают мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Как показывают исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии, причем за последние 20 лет число детей с отставанием в развитии речи возросло более чем в 6 раз.

Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит лишь в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Речь с экрана не становится для ребенка «своей», она остается «пустым звуком», малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети, проводящие много времени перед телевизором, часто бывают молчунами, а изъясняются больше криками и жестами.

Чем еще грозит речевое отставание детей? В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности занятия. Это симптомы «дефицит концентрации».

Дети с «дефицитом концентрации» излишне активны, очень рассеяны. Не могут сосредоточиться на каком-то одном деле, перескакивают с одного занятия на другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Однако многообразие впечатлений они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая их между собой. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. По этой же причине им трудно читать даже самые хорошие книги – им неинтересно, скучно. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не запоминают их, в результате чего не понимают текста в целом.

Чем еще грозит «дефицит концентрации»? Резким снижением фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание занять себя, не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать что-то новенькое. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным, им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать.

Детям необходимо постоянное и полноценное общение со взрослыми – совместные игры, прогулки, поездки. Читайте ребенку книги, а потом обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь, как прошел его день в детском саду. Пусть дети рассказывают вам о своих друзьях, пусть делятся своими мечтами.

Подключать детей к информационной технике можно лишь тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.

Библиографический список1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984 г.

2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 1993г № 3.

3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: Педагогическая помощь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2006. 240 с.

4. Компьютер и ребенок: все за и против [Электронный ресурс]: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816
2022