Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf
INTERNAL MANAGEMENT AS A FACTOR OF IMPROVING THE TEACHER'S MASTERY
Аннотация: в данной статье внутришкольное управление рассматривается как фактор совершенствования, влияющий и на профессиональное становление педагогов, и на инновационные образовательные процессы.Annotation: in this article, intraschool management is considered as a factor of improvement, influencing the professional development of teachers and innovative educational processes.
Ключевые слова: образование, внутришкольное управление.
Key words: education, in- school management.
В настоящее время в науке накоплен значительный потенциал для разработки сложных и многогранных проблем личностно-профессионального становления учителя с учетом факторов внутришкольного управления. Сегодня имеются определенные социально-педагогические проблемы в совершенствовании мастерства педагога в школе, порожденные обществом, государством, недостаточностью их усилий в процессе реализации эффективного функционирования системы образования и воспитания. К основным причинам этого относятся: недостаточность сформированности единого образовательного пространства, несогласованность действий государства и общества, проявление социально-экономического и духовно-нравственного кризиса в стране. Психолого-педагогические проблемы, порожденные кризисом в духовно-нравственной сфере заключаются в переоценке гуманитарных ценностей, деполитизацией и деидеологизацией образования, недостаточным уровнем гуманизации и гуманитаризации в образовании, деформацией у некоторой части общества морально-этических норм. Переходный этап к новому состоянию общества требует пересмотра содержания, методов, форм обучения, воспитания и управления этими процессами, поиска путей и средств активизации развития личности, ее способности свободно осуществлять выбор, который адекватен современным требованиям жизни и не противоречит целостной сущности человека. Личность реализует свой потенциал, самодостраивается благодаря саморазвитию и становится источником саморазвития общества. В контексте личностно-ориентированного подхода точкой отсчета является не только подготовка педагога к профессиональной деятельности, но и создание для его личностного и творческого роста среды, обеспечивающей развитие индивидуальности и совершенствование мастерства. Все это требует изменений в целевых установках образовательного процесса, когда на первый план выдвигаются проблемы поиска средств, создание условий для активизации саморазвития субъектов общеобразовательного учреждения. Но это сложно осуществить без нового осмысления проблемы взаимосвязи внутришкольного управления и профессионального становления педагогов. Данная ситуация диктует потребность разработки стратегии внутришкольного управления, активизирующей профессиональное становление педагогов. Понятие "профессиональное становление" связано с ключевым термином "саморазвитие". Обращение к трудам Т.Гоббса, Р.Декарта, Б.Спинозы позволило осмыслить данное понятие как устремленность к самосохранению, при котором совершенствуются, развиваются личностные качества по принципу их полезности для "обеспечения безопасной жизни." В работах Н.А.Бердяева, И.Канта, Г.Д.Левина, Т.И.Ойзермана, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга условиями личностного самоосуществления определяются свобода и выполнение людьми законов нравственности. Современные исследователи в области педагогики признают, что потенциал саморазвития педагога зависит от глубинных слоев, особенностей общения, взаимодействия управленцев и педагогов, педагогов и учащихся (Ф.Н.Гоноболин, Л.Н.Куликова, Ю.Н.Кулюткин, В.Н.Никитенко, Г.С.Сухобская, Е.А.Ямбург). В их исследованиях общение представлено как вид управленческого, взаимодействия, в ходе и в результате которого, при определенных условиях, осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие субъектов образовательного процесса. Успешность профессионального становления педагогов обусловлена рядом факторов:
1. имеющегося у личности опыта рефлексии. 2. опыта привычной активизации, толкающей личность к самовыражению и самоутверждению.
3. ориентацией на общечеловеческие ценности.
Инновационный характер внутришкольного управления в профессиональном становлении педагогов видится в создании поддерживающей социокультурной среды: профессионального взаимодействия, профессионально-личностного роста, ориентации на личность, включенный характер субъектов на создание нового личностно и социально - значимого продукта. Анализ теоретических источников дает основание для вывода о том, что в науке наработана значительная теоретико-методологическая база, создающая предпосылки для целенаправленного осмысления и изучения данной проблемы. Однако целостной теории вопроса, концептуально выстроенных позиций еще не наработано, что позволяет считать проблему управления профессиональным становлением педагога принципиально новой для осмысления педагогической наукой. Вместе с тем, обращение к философско-психологической и педагогической литературе показало, что сложилось определенное противоречие: с одной стороны, в связи с изменениями в обществе осознается необходимость выработки новых управленческих механизмов, влияющих на профессионально-личностное саморазвитие педагогов, с другой стороны сам процесс управления профессионально-личностным саморазвитием педагогов требует нового осмысления. Кроме этого, решение проблемы усложняется рассогласованностью между новыми социальными условиями, благоприятными для продуктивного саморазвития субъектов образовательного процесса и отсутствием четких ориентиров, показывающих соотношение и степень взаимовлияния этих процессов в педагогической теории, а в практике значимых методов, форм организации такого взаимодействия, которое, при соответствующих условиях, способно наиболее эффективно влиять на взаимосвязанное саморазвитие.
Список использованных источников:
1. Асмолов счет А.Г. Как проектировать свою универсальные этой учебные дают действия дают в начальной если школе. Пособие тому для учителей быть / под.ред. А.Г. Асмолова. – Москва идет: Просвещение, 2011.2. 152 с.
3. Захарова всех Л. Н. Профессиональная тому компетентность тому учителя годы и психолого-пелагогическое этот проектирование: учеб пособие.Н.Новгород, Нижегор.гуман.центр, 1995.136 с.
4. Педагогика: учеб.пособие годы / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское быть педагогическое этим агентство, 1995, 638 с.