Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Мамонт О.Д. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на домашнем обучении

Библиографическое описание:
Мамонт О.Д. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на домашнем обучении // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я работаю учителем начальных классов надомного обучения. Мое выступление посвящено работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на домашнем обучении. Дети находящиеся на домашнем обучение имеют разные диагнозы (например: синдром Дауна, нарушения речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, с расстройствами аутистического спектра (РАС), эпилепсия.

Внутренний мир ребенка с интеллектуальными нарушениями сложен. Главной задачей является «помочь ребенку почувствовать многообразие окружающего мира?» Учитель надомного обучения способен оказать помощь в решении этих задач. Для социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые необходимы человеку, чтобы реализоваться в обществе и образовательном процессе.

Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения.

Современные требования общества к развитию, личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полной реализации идеи индивидуализации обучения.

Одна из форм получения образования — надомное. Оно рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. И служит для достижения ребенком максимально возможных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач.

Что такое обучение на дому?

Домашнее обучение — способ получения образования, по общеобразовательным предметам вне школы.

Такое обучение организуется для учащихся, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому. В соответствии с перечнем заболеваний и на основании заключения ПМПК.

Целью для обучения таких детей, нужен определенный подход к каждому ребенку индивидуально. Я хочу раскрыть тему на своем примере. Мальчик с диагнозом эпилепсия, ДЦП. Ребенок не разговаривает, не всегда понимает обращенную речь к нему. Саша, обучаясь надо ему находятся в комфортной обстановке, чувствует себя более уверенным и чувствует поддержку мамы. Мама всегда присутствует на занятиях в роли ассистента. Главная программа, по которой проходят обучения — это СИПР.

СИПР должен быть ориентирован на решение следующих задач: воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, а также формирование социально-бытовых навыков.

Основными задачами индивидуального обучения детей на дому являются:

· реализация общеобразовательных программ с учётом состояния здоровья обучающегося, его потребностей и рекомендаций ПМПК (выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребёнок);

· установлен щадящий режим проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;

· социализация ребёнка с ДЦП, обучающегося на дому.

Щадящий режим проведения занятий обеспечивается посредством составления рационального расписания уроков. Расписание занятий составляется на основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Программа социальной помощи включает изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений; периодические беседы с родителями с целью более тесного контакта с ребенком, Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов. Моторное развитие при ДЦП не просто замедлено, но и качественно нарушено на каждом этапе. Поэтому развитие общих движений необходимо проводить поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций

Занятие на массажном коврике оказывает общеукрепляющее воздействие на ребенка. Во время занятий происходит стимуляция всех точек стопы. (укрепление суставов, мышц, улучшает кровоток). Развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой. Стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений. Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Это связано с тем, что при ДЦП у детей наблюдаются патологические изменения мышечного тонуса. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация. (Приложение 1 рис.1)

Формирование ребенка способность удерживать как можно более нормальное вертикальное положение тела и максимально и контролировать свои движения. Находясь в правильной позе, ребенок лучше осознает свое тело, игрушки. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, фактуре. Это приучает узнавать их на ощупь. (Приложение 1 рис.2)

Затем поощряют его тянуть руки к лицу. Ребенок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем активно. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. (Приложение 1 рис.3)

В работе педагога, помимо образовательного компонента, на первый план выступают задачи реабилитации и коррекции имеющихся физических и психических недостатков, социальной адаптации.

Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраиваются так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал ребенка. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития.

Но данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, именно поэтому необходимо формировать обучения используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.

В надомном обучении очень важна роль родителей. При организации работы с родителями, воспитывающими «особого ребенка», необходим контроль и обучение родителей на занятиях педагог показывает родителям как работает с обучающим сам (приемы, формы работы при выполнении того или иного задания), при этом демонстрирует, как могут действовать родители при закреплении учебного материала. Так как родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.

В результате многолетней работы с обучающимся на дому учитель становится в семье ребенка близкими и родным человеком, в курсе их житейских событий, готовым разделить с ними радости и печали.

Самое главное для учителя надомного обучения- проявлять мудрое терпение. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Список используемой литературы:

1. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., "Дидактика Плюс". 2003.

2. Журнал "Начальная школа". № 38. 2003.

3. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия», 2006.

4. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр. - М.: 4.

5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.: ВЛАДОС, 2004.

Приложение 1

Рис. 1
2023