Алёхина Л.И. Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи в рамках подготовки к успешной сдаче итогового собеседования
Библиографическое описание: Алёхина Л.И. Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи в рамках подготовки к успешной сдаче итогового собеседования // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Актуальность экспериментальной разработки путей формирования компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи обучающихся выпускных классов обусловлена тем, что большинство заданий по разным предметам представлены в тестовом формате. Хорошо владеть компьютером не значит хорошо владеть словом. У ребенка утрачивается навык говорить связно, в соответствии с нормами литературного языка. Учитель должен дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас обучающихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. В современных условиях обостряются противоречия между существенно возрастающей потребностью в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и интеллектуально-творческой активности, и отсутствием или неустойчивостью профессиональной направленности.
Анализ ежегодных результатов итогового собеседования показывает, что девятиклассники в целом справляются с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций, но особые проблемы обучающиеся испытывают в оформлении устной речи. Пересказывая текст, школьники допускают длинные паузы, фактические ошибки, искажают имена собственные, пропускают важные микротемы и затрудняются логично включать высказывание. Монологический ответ на предложенную тему также является камнем преткновения обучающихся. Несмотря на то, что темы соответствовали знаниям, жизненному опыту, были посвящены школе, семье, хобби, девятиклассники не всегда могли продемонстрировать связное изложение мыслей, глубину суждений, своё представление о предмете разговора.
Благоприятные условия для формирования компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи в рамках подготовки к успешной сдаче итогового собеседования и экзамена в формате ОГЭ создает многосторонняя учебная и внеурочная деятельность. Нами разработан комплект заданий для работы с текстом, состоящий из двух модулей:
· «Логика» (шифрограммы с последующим составлением высказывания, деформированные тексты и кластеры, упражнения на составления логического начала или концовки текстов).
В данном комплекте представлены справочный материал «Способы цитирования» и список терминов, полных ФИО деятелей культуры, искусства, науки и техники, общественных деятелей для тренировочного чтения.
В рамках внеурочной деятельности была разработана программа по русскому языку «Говорим красиво». Программа включает изучение основных понятий культуры речи, учит навыкам делового профессионального общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета, позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры обучающихся. Разработанная нами программа включает блоки: «Научная коммуникация», «Деловая коммуникация», «Риторика».
Особое внимание уделяется блоку «Риторика», целью которого является научить школьников основам ораторского искусства. Обучающийся должен быть готовым к учебному взаимодействию в соответствии с нормами делового речевого этикета. Поэтому ученики вовлекаются в активный речевой практикум, формирующий навыки грамотно аргументировать, делать речь убедительной и запоминающейся, управлять своим голосом и преодолевать страх публичных выступлений. Дискуссия – наиболее продуктивная для образовательного процесса форма обучения культуре диалога, побуждающая школьников к поиску различных способов выражения своей точки зрения. На занятиях по риторике часто проводятся дискуссии на литературные темы. Они не только активизируют интерес к чтению, но и развивают речь, учат творческой деятельности.
Средством мотивации развития языковой грамотности является использование языкового портфеля (ЯП). ЯП - это пакет рабочих материалов, представляющих тот или иной опыт, результат учебной деятельности обучающегося по предмету. Это своеобразный инструмент автономного изучения предмета, самооценки учащегося, демонстрации его достижений. Языковой портфель может быть использован не только учителями-словесниками, но и учителями разных предметов. Таким образом, ЯП позволяет образовательному процессу стать более открытым для других обучающихся, классному руководителю, учителям-предметникам. Данная технология даёт возможность ученику понять, насколько он объективен в оценке собственных знаний, умений, а учителю – насколько у школьников развиты критическое мышление, рефлексия и самооценка, направленные на отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и в качественном отношении [2].
Формированию умения связно излагать мысли способствует применение частично-поискового, эвристического, исследовательского методов и метода проблемного изложения.
Положительный результат имеет использование элементов выбранных нами технологий:
· Технология проблемного обучения (позволяет повышать уровень познавательной активности).
· Технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов (позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость).
· Технология проведения учебных дискуссий (развивает навыки публичного выступления).
· Технология личностной ориентации (развивает взаимоответственность).
· Информационно-коммуникационные технологии (активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; формируют информационную культуру).
Библиографический список
1. Актуальные вопросы языкового тестирования / С. Ахола, А.А. Башарин, Н.И. Башмакова [и др.]; под ред. И.Ю. Павловской. – Вып. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. – 684 с.
2. Тарасенко Е.В. Языковой портфолио как неотъемлемая часть урока английского языка XXI века // Образование в Кировской области – 2010. – № 4 (16). – 195 с.