НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Андреева И.В., Чемякина Я.В. Особенности формирования у детей знаний о видах изобразительного искусства

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Натюрморт – новый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа.
В эксперименте (Н.М. Зубарева) детям предлагались для рассматривания картины различных жанров: бытовая, натюрморт, пейзаж. Давалось задание: выбрать самую «красивую» картину и рассказать о ней. Наибольшее внимание детей привлекла жанровая картина – своим увлекательным содержанием, событиями, изображенными на ней, персонажами, - но при этом мало кто из детей обращал внимание на художественный язык произведения. А вот восприятие натюрморта обостряло эстетическое видение детьми цветового созвучия, формы, настроения картины, вызывало эмоциональный отклик, ассоциацию со своим опытом. Это позволило Н.М. Зубаревой предположить, а в дальнейшем и доказать, что натюрморт – именно тот жанр, с которого детей следует начинать знакомить с живописью. Ею установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6-7 лет, но и в более старшем возрасте. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию.
На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети – дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.
Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.
Проанализировав начальное состояние эстетического развития детей в группе, взрослый может наметить план постепенной целенаправленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов.
Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости – яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведение искусства.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослым и детьми. Материальные условия – это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изостудий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства – закон художественного уподобления.
Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувством передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс понимания художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемый объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчески подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций.
Важнейший принцип развития эстетического воспитания – это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие, как показывают современные исследования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б.М. Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.
Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.
Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривание вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведения. Как показывают исследования С.Л.Рубинштейна, Г.Т. Овсепяна, А.А. Люблинской и др., описания ребенком картины зависит от содержания, самого сюжета – знакомого или не знакомого ребенку. Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать?»), ребенок пытается истолковать увиденное.
Художественная картина отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное – это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. А.А.Люблинская показала, что образы восприятия, обозначенные словами – эпитетами, в которых как бы «цементируется» смысловая, понятийная сущность образа, оказывают на детей большое положительное влияние.
Весьма существенны подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений, постановки эмоционально-отношенческих задач.
Успешно применяются в дошкольных учреждениях художественно-развивающие игры, которые, учитывая особенности детского возраста, доходчиво, образно помогают детям понять роль в живописной картине того или иного средства выразительности. Эти игры используются на самом занятии или предшествуют ему.
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года. Основная задача педагога на этом этапе – вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства; качество их поверхности.
Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем, один-два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно-реалистичекие или декоративные натюрморты, яркие, нарядные.
Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы – понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек», и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др. Это могут быть настоящие объекты или их изображение (тогда возможна игра на фланелеграфе).
Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П. Кончаловского. В предварительной работе посмотрите с детьми, как растет клубника (земляника), как зреют на солнышке ее ягоды. Соберите немного самых спелых, красных ягод на тарелочку, положив туда сначала несколько зеленых листочков, дайте малышам полюбоваться красотой получившегося натюрморта, обратив их внимание на сочетание красного, зеленого и белого цвета, понюхать исходящий от ягод аромат. Придя в детский сад, помойте ягоды, рассмотрите их с детьми, полюбуйтесь еще раз красотой ягод и листочков на белой тарелке, а потом даете каждому попробовать их на вкус.
В этот же день дети могут нарисовать, сделать аппликацию из готовых предметных форм (ягоды, листья, тарелочка).
На следующий день воспитатель предлагает детям вспомнить о том, как вчера они собирали землянику, какая она была спелая, сладкая и душистая, какой был прекрасный, теплый, солнечный день, и как всем было радостно, весело.
А затем воспитатель говорит: «В один из таких дней художник Петр Петрович Кончаловский тоже увидел собранные ягоды земляники. Он удивился их красоте и нарисовал картину. Вот сейчас мы с вами рассмотрим ее». Открывает картину, дает некоторое время рассмотреть ее детям. Затем продолжает: «Перед нами стол. Он стоит прямо под открытым небом, на земле, где-то на даче. А на столе в белой глубокой тарелке много только что собранных красных, спелых, сочных ягод клубники. Посмотрите, какие они красивые. И у каждой оставлен зеленый хвостик, чтобы удобнее было их брать. Художник любуется их формой, ярким цветом. Помните, как мы с вами вчера любовались?! Он специально положил ягоды на зеленые листочки – от этого ягоды кажутся особенно красными, спелыми. Рядом с тарелкой положен большой зеленый листочек, а на него несколько ягодок. Сочетание красного и зеленого с белым (тарелка) очень нарядно. А что мы еще видим на столе? Ближе к нам? Да, перед тарелкой лежит веточка с ягодками. Наверное, когда вы бываете в лесу, на даче и собираете землянику или клубнику, вам тоже хочется иногда сорвать ее с веточкой, чтобы полюбоваться этими красивыми капельками на кончиках тоненьких зеленых веточек? Вот и художник захотел нарисовать веточку, чтобы показать всем, как она красива.
Вот мы с вами и посмотрели очень интересную картину. Давайте ее повесим в группе и будем любоваться ею. Пусть она нам напоминает о лете, о солнце, о теплом и ясном небе, солнечной поляне с разноцветными цветами в лесу. А хотите, мы тоже будем художниками и нарисуем картину про землянику? (Дети рисуют крупные красные ягодки с зелеными хвостиками).
Следующей может быть картина, изображающая овощи, фрукты или грибы. Например: П.Кончаловский, «Розовые яблоки на круглом столе»; И. Репин, «Яблоки»; К. Петров-Водкин, «Яблоки на красном фоне».
В предварительной работе также следует обогатить чувственный опыт детей: составить с детьми натюрморт из яблок, разложив плоды просто на столе или положив их в красивую вазу; рассмотреть, какие они по форме, цвету; предложить детям нарисовать яблоки; поиграть в разные сенсорные игры («Узнай по запаху фрукты», «Угадай на ощупь», «Чего не стало» и др. Важно, чтобы в сенсорном опыте детей были представления о вкусе, запахе, цвете, форме объектов.
Так, перед показом картины К. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне» воспитателю нужно подобрать разные по цвету настоящие яблоки, среди них и такие, которые совпадают по цвету с нарисованными на картине; несколько кусков ткани.
Структура занятия такова. Сначала дети рассматривают картину, затем составляют похожий натюрморт из настоящих яблок, после чего воспитатель раздает материал для рисования, причем тоже в большом цветовом разнообразии, чтобы дети имели возможность выбора похожих по цвету как фона, так и самих яблок. Перед рассматриванием картины включается тихая светлая музыка. Дети рассаживаются за столы, перед ними стоит на подставке художественный натюрморт.
2. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом.
В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, разнообразная снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствам выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально- нравственно отзывчивости детей на построение и содержание картины, сопереживания им, соответствия увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных художником. Обращаем их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально-эстетические, искусствоведческие термины. Учим использовать познанное в собственной творческой изобразительной деятельности.
Список литературы
1.        Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по цвету/ Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 9. - С.11-12.
2.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. – 96 с.
2018